Нынешняя осень во Владимире выдалась поистине огненной, причём задолго до включения отопления. Сразу в нескольких крупных управляющих компаниях города сменился топ-менеджмент, а следом за дверь были выставлены и некоторые подрядчики, после чего в этих УК начались системные перестройки. Причиной таких глобальных изменений стало то, что ответственные лица работали не на благо жителей и своей компании, а преследовали, похоже, лишь шкурный интерес, а то и вовсе работали в пользу конкурентов. Последствием их деятельности стало, пожалуй, крупнейшее за последние десять лет противостояние управляющих компаний, которые попытались устроить передел коммунального рынка Владимира.
В центре внимания оказались УК «ЖРЭП № 8» и «Владимирская управляющая компания», которые входят в один коммунальный холдинг. Именно их жилфонд оказался в сфере интересов сразу нескольких конкурирующих организаций, которые на удивление слаженно попытались растащить его по кусочкам. Постараемся разобраться, как всё происходило и к каким последствиям это приведёт в будущем.
Начнём с управляющей компании «ЖРЭП № 8» (ИНН 3327832404), последние несколько лет ей руководила Оксана Мичурина. Однако эта компания оказалась не единственным местом её работы. Летом этого года она заняла кресло гендиректора «УК ЖРЭП» (ИНН 3328023967). Согласно выпискам из баз данных юрлиц, руководителем этой компании она пробыла до осени и более никаких должностей там не занимала. Однако ряд жителей полагают, что новый ЖРЭП — это полностью её креатура, где учредителями и руководителями были назначены другие люди, чтобы не мозолить своей фамилией глаза учредителям «ЖРЭП № 8». А повод для беспокойства был — к концу лета в Государственную жилищную инспекцию стали массово поступать протоколы общих собраний собственников (ОСС), по итогам которых жители многоквартирных домов вдруг решили сменить «ЖРЭП № 8» на «УК ЖРЭП».
Отметим, что в роли гендиректора новой «УК ЖРЭП» Мичурина была как раз в тот период, когда велась наиболее активная работа по привлечению домов из «ЖРЭП № 8» в «УК ЖРЭП». И всё это время она продолжала работать в «ЖРЭП № 8». То есть, работая на обе конторы, она, похоже, сама и занималась агитацией людей по переходу из одного ЖРЭПа в другой. Более того, по нашим данным, как руководитель новой «УК ЖРЭП», именно она подписывала документы, направляемые в Госжилинспекцию с требованием на основании ОСС исключить дома из лицензии «ЖРЭП № 8» и включить их в лицензию «УК ЖРЭП». А когда ГЖИ делала запрос по этому поводу в «ЖРЭП № 8», он приходил в её же руки, как руководителя и второй организации. В итоге мы получаем прекрасную схему: от имени одной организации Мичурина проводила общие собрания и подавала документы в ГЖИ, а от лица другой организации, видимо, сообщала ГЖИ, что компания возражений на уход домов не имеет. Фактически подобные действия можно уже рассматривать не только с точки зрения этики и морали, но и как основание для привлечения по 201 статье Уголовного кодекса РФ «Злоупотребление полномочиями», когда, являясь руководителем «ЖРЭП № 8», Оксана Мичурина действовала в интересах организации «УК ЖРЭП» и способствовала ухудшению экономического и организационного состояния своего основного места работы.
Естественно, что подобная «пятая колонна», в конечном счёте привлекла к себе внимание со стороны учредителей «ЖРЭП № 8», и Мичурина в сентябре была освобождена от должности.
Нельзя не заметить созвучность названий «ЖРЭП № 8» и «УК ЖРЭП» до степени смешения. Видимо, для ещё большего введения в заблуждение жителей, офис новой компании находится в том же здании, что и у «ЖРЭП № 8». Новая компания даже использует те же номера телефонов, по которым ранее жители дозванивались в первый ЖРЭП. Так что можно предположить, что подготовка к подобной рокировке велась Мичуриной ещё задолго до начала активного процесса увода домов, когда она вовсю работала на прежнюю компанию, но уже подготавливала почву для компании-двойника. При таком подходе многие жители вообще могли не заметить подмены компании, потому что, если заглядывать в квитанцию раз в месяц перед оплатой, как делает большинство из нас, то человек увидит очень похожее название, прежний адрес и контактные телефоны. А то, что поменялись ИНН/КПП и банковские реквизиты, так это могут заметить лишь самые внимательные — большинство из нас вообще не смотрит на эти ряды цифр и уж тем более не запоминает их!
По словам жителей, все эти ухищрения действительно принесли свои плоды. И многие даже не поняли, что у них сменилась управляющая компания. Впрочем, для достижения такого эффекта потребовалось бы ещё одно условие — чтобы всеобщие голосования проходили лишь номинально. Иначе жители бы приняли активное участие и в этом случае ещё неизвестно, на чью бы сторону они встали.
У нас есть все основания предполагать, что голосования для «УК ЖРЭП» действительно проводили по, так сказать, сокращенной процедуре. Вот лишь несколько свидетельств.
«Оказывается, нас, как скотов или баранов, оформили в другую компанию. Как-то сфальсифицировали, как будто собрание прошло, и перевели к себе. Никаких протоколов не показывали, ничего о переходе не говорили. Обращаются не как с людьми, а как со скотом. Когда мы начали задавать вопросы, никаких аргументов нам не привели, только „тихо-тихо, не надо бучу поднимать“. Я стал соседей спрашивать — никто ничего не подписывал, никакого собрания не было. Тут явно не обошлось без мошенничества предприимчивых каких-то лиц. В итоге я поднял тревогу и люди из нашего дома, которые адекватные и не участвовали в заговоре, узнав о таком, возмутились. Мы провели собрание, чтобы осталась у нас та компания, какая была раньше», — рассказывает Дмитрий Жуков из Перекопского, 21. — «Во время нашего голосования, смотрите, как наши жители рассуждали, основная масса которых не знала, что нас втихаря перевели в „УК ЖРЭП“: «Сейчас мы выбираем из двух компаний, но те, которые уже сфальсифицировали предыдущее голосование, с ними нам уже заведомо не по пути. Они уже обманули нас один раз, поэтому мы проголосовали за „ЖРЭП № 8“». Кворум мы набрали, так что возвращаемся обратно».
Задним числом о переходе в новую УК узнали на Строителей, 24.
«Получилось так, что в августе нас перевели в другую компанию — „УК ЖРЭП“. И когда мы стали общаться с соседями и разбираться, как это произошло, то выяснилось, что один не слышал о таком, другой не участвовал, третий тоже не понимает, о чём речь, и так далее. Одним словом, большинство вообще не знали, что было какое-то голосование по смене компании», — говорит Василий Евграфович. — «По итогам голосования за „УК ЖРЭП“ в нём якобы в очной части приняли участие 30 человек. Но на очной части такого количества людей не было, это я точно знаю. Да и как так они проводили собрание, если многие о нём вообще не слышали. Я спрашивал бывшую старшую по дому, зачем проводили голосование за „УК ЖРЭП“, она ответила „так надо“. По-другому объяснить не смогла».
После того, по его словам, у него и его соседей возникло подозрение, «нас всех обвели вокруг пальца».
«Я съездил в „ЖРЭП № 8“, там уже обновлённый состав оказывается. Не те, что были раньше. Пообщался с ними, позвал к нам на дом, чтобы они ответили на вопросы и рассказали, что происходит. Так и случилось. В итоге мы с соседями решили остаться в старой компании и провести для этого своё собственное всеобщее голосование всего дома, не среди избранных, а всего дома. Так что, когда мы проводили собрание, мы заходили в каждую квартиру, в каждую. И вот сколько мы голосовали, только один человек высказался против. Все подписывали «за», — вспоминает он.
Впрочем, нельзя утверждать, что «тихие» собрания в пользу «УК ЖРЭП» проходят на всех домах. В некоторых МКД агитация среди жителей действительно проводится (возможно, просто не удалось договориться со старшими по домам). Однако и тут иногда возникают проблемы. Дело в том, что «УК ЖРЭП» — компания новая, а обещать жителям что-то надо. Тут и возникают у жителей вопросы о реализуемости таких обещаний и об источниках средств.
Например, дом на Лакина, 141а: подтапливается придомовая территория вследствие того, что там нет системы отвода дождевых вод. По словам жителей, представители «УК ЖРЭП» пообещали исправить этот недочёт своими силами и средствами, если жители выберут их компанию.
На первый взгляд стремление хорошее — никому не хочется ходить по затопленному двору. Однако внутридворовая дорога для автомобилей, где должны быть сделаны стоки и поребрики, находится на балансе города и это их зона ответственности, а это значит, что проводить там работы должна горадминистрация за бюджетные средства. Тем не менее, «УК ЖРЭП» обещает сделать там водоотвод самостоятельно. Но ведь в распоряжении компании есть только деньги жителей! Получается, если ЖРЭП поможет городскому бюджету и сделает работу за муниципалитет, то значит, свою порцию ремонтных работ недополучат дома, жители которых будут платить компании?
«Мичурина два или три года руководила ЖРЭПом 8. Почему она раньше не обращала внимания на наши проблемы? Почему только сейчас? Всё это больше похоже на предвыборные обещания, которые превращаются в ничто, когда голосование заканчивается», — рассуждает местный житель Алексей.
Однако, если верить рассказам жителей, всё же большинство общих собраний получали среди собственников гораздо меньшую огласку. Некоторые собрания были настолько скоротечны, что итоги голосования собственников объявлялись уже через полтора-два дня после очной части с количеством проголосовавших чуть ли не под 70%. Некоторые жители и вовсе считают это ничем иным, как рейдерским захватом.
Впоследствии, когда вся эта ситуация с появлением компании-клона вылилась в общественное пространство и в тишине проводить подмену управляющей компании стало уже невозможно, сменилась и тактика. Среди жителей стали распространяться слухи том, что «ЖРЭП № 8» якобы банкротится и уже больше не работает, а ей на смену пришла компания «УК ЖРЭП». Вполне возможно, если бы Мичурина дольше проработала в ЖРЭП-оригинале и смогла бы поспособствовать уходу вообще всего жилфонда в компанию-двойник, то такого удара «ЖРЭП № 8» действительно мог и не пережить. Но ползучий захват со стороны конкурента был частично остановлен её увольнением. И теперь мы, похоже, наблюдаем за тем, как эти процессы оборачиваются вспять. По нашим данным, уже более чем в 70 домах идут или уже завершились повторные собрания жителей и их результаты для «УК ЖРЭП» в большинстве случаев неутешительные. Теперь слово за Госжилинспекцией: найдёт ли она уже в этих собраниях признаки нарушений и фальсификаций? Хотя ряд домов уже были обратно включены в лицензию «ЖРЭП № 8», так что, возможно, и остальные пойдут по тому же пути.
Надо отметить, что распространению фейков о банкротстве, расходившимся по сарафанному радио, наверняка способствовало и то, что Мичуриной удалось переманить в новую компанию и значительную часть сотрудников «ЖРЭП № 8», которые, вполне возможно, и стали источником слухов или, как минимум, могли их активно подогревать. Однако, несмотря на все подобные заявления, УК «ЖРЭП № 8» почему-то не только не прекратила своей деятельности, как, наверное, рассчитывали конкуренты, но и вынужденно пошла по пути тотального обновления команды и полной перестройки своего подхода к обслуживанию домов. Впрочем, такая встряска может выйти даже на пользу компании, ведь теперь она под пристальным вниманием не только конкурентов, но и жителей, отдавших за неё свои голоса. И теперь им придётся работать так, как никогда прежде.
Если вы помните, в начале материала мы говорили, что существенные изменения и атаку конкурентов пришлось пережить не только «ЖРЭП № 8», но «Владимирской управляющей компании». Причины пертурбаций, затронувших ВУК, не столь очевидные и явные, однако тоже наводят на мысли о подковёрных интригах.
Директором «Владимирской управляющей компании» (ИНН 3328497188) долгое время был Михаил Сорокин. В скором времени после того, как Сорокин возглавил ВУК, обслуживанием её домов в качестве подрядной организации стала заниматься компания ООО «Ресурс» (ИНН 3329085532). Однако в сентябре этого года Сорокин уходит из УК «ВУК», а договор с «Ресурсом» расторгается.
В нынешнем руководстве ВУКа считают, что за созданием и наймом на подряд «Ресурса» стоял сам Сорокин, и действовала компания именно в его интересах. Тем не менее, нужно отметить, что ни по каким выпискам из реестров юрлиц связи Сорокина с «Ресурсом» не прослеживаются. Так что это лишь предположения, за достоверность которых мы не можем ручаться. Однако мы не можем не обратить внимания на два интересных момента.
Во-первых, практически одномоментно после того, как Сорокин покинул ряды УК «ВУК», лицензию на управление домами получает бывший подрядчик «Ресурс», ставший управляющей компанией, и начинается процесс перетягивания домов . Совпадение?
Во-вторых, стоит пройтись по домам, которые на подряде обслуживал «Ресурс», и сразу бросается в глаза, что придомовая территория и подъезды, скажем так, не являются образцово показательными, а отзывы жителей об эксплуатации далеки от лестных. Причём некоторые отмечают, что уровень обслуживания в последнее время шёл по нисходящей. Возникает вопрос: почему качеству работы подрядчика не уделялось должного внимания со стороны Сорокина, являющегося директором УК «ВУК»? Ответов напрашивается всего два: или он не лучший руководитель, которого мало интересует состояние вверенного жилого фонда, либо его вполне устраивало такое положение дел. Во втором случае можно предположить, что качество эксплуатации снижалось сознательно, чтобы, например, впоследствии предложить жителям альтернативу под соусом «посмотрите, как работает ваша нынешняя УК — мы будем управлять лучше! Переходите в УК „Ресурс“».
В ответ на это вы спросите: как можно переманить к себе дома сладкими обещаниями лучшей жизни, если ещё недавно вы сами обслуживали их же не самым лучшим образом? Ну, во-первых, большинство жителей знают только, кто является их управляющей компанией, а в сортах и названиях подрядчиков не разбираются. Поэтому все претензии по качеству идут именно в адрес УК, а не подрядчика, о котором большинству жителей ничего не известно. А во-вторых, никто не обещал, что конкурентная борьба будет вестись честно.
Однако одним «Ресурсом» осенние сюрпризы для ВУКа не ограничились. В то же самое время переманивать дома ВУКа стала к себе и УК «Белый парус» (ИНН 3329081496). По нашей информации, помогает БП в этом технический специалист Рожкова, которая, насколько нам известно, ранее работала в ВУКе и была связующим звеном между Сорокиным и жителями, так как бывший директор не смог выстроить диалог с населением из-за особенностей своего характера.
Надо сказать, что появление на горизонте Белого паруса и их внезапная деятельность по привлечению домов из ВУКа меньше всего похоже на случайное совпадение. Дело в том, что Ресурс и Белый парус далеко не чужие друг другу компании, поскольку Ресурс является подрядчиком у БП и обслуживает их дома. Так что, скорей всего, они действуют единым фронтом, и, по большому счету, не имеет значения в какую именно УК перейдут дома из ВУК — они в любом случае, наверняка, окажутся под присмотром эксплуатационщиков из Ресурса.
Тем не менее, хоронить ВУК, похоже, также преждевременно, как и в случае с «ЖРЭП № 8». Согласно данным из ГИС ЖКХ и местной Госжилинспекции, здесь тоже происходит процесс обратного включения в лицензию ВУКа домов, ранее ушедших в другие УК.
Новый руководитель ВУКа Дмитрий Костин и вовсе заявляет, что «после всех изменений начала осени „Владимирская управляющая компания“ никуда не делась. Просто произошла смена руководства и ряда подрядчиков. Не более того. А все слухи, которые распространяют конкуренты, надо рубить на корню». На наш взгляд, говорить о том, что произошла всего лишь пара перестановок и ничего больше, — это всё же чересчур оптимистично со стороны ВУКа, учитывая, что конкурентная борьба за умы жителей сейчас в самом разгаре. Тем более об этом в своих публичных заявлениях говорит и сам Костин.
«Бывают такие ситуации, когда жители просто не понимают, что происходит. Потому что, пришедшие к ним конкуренты сообщают о том, что якобы произошла перемена управляющей компании и надо подписать документы. К сожалению, иногда люди ведутся на такие уловки, особенно это касается граждан пожилого возраста. Я сам наблюдал общие собрания, когда на очную часть собралось два человека и на этом всё закончилось. А по факту люди не видели уведомлений, которые положены по законодательству за 10 дней до проведения собраний. Люди не видели бюллетеней для голосования и не знают, что у них вообще проходило общее собрание. То есть их вводят в заблуждение. Часть фонда, где жителей ввели в заблуждение, нам уже удалось вернуть. Потому что люди не знали или не понимали, что происходит на самом деле. И когда им всё объясняешь и разъясняешь, то они, естественно, все хотят вернуть на круги своя. Другое дело бабушки, которые не знают законодательства и не умеют пользоваться интернетом, они попадают под влияние конкурентов и зачастую, будучи в заблуждении, просто ставят подписи за то, что будет простое переименование компании типа с ВУК на „Ресурс“. Это не так», — говорит Костин.
Посмотрим, в чью сторону склонится чаша весов в этом противостоянии, но уже сейчас понятно, что прежним коммунальный рынок Владимира не будет.
Под занавес хотелось бы обратить ваше внимание на ещё один немаловажный момент. Напомним, что «ЖРЭП № 8» и УК «ВУК» входят в одну группу компаний. И даже по отдельности истории, которые приключились с этими компаниями нынешней осенью, поражают своим размахом. Во Владимире давно уже не было таких дерзких попыток передела коммунального рынка. Но если взглянуть на ситуацию более глобально, то картина получается ещё более невероятной. Когда буквально в течение нескольких дней из группы компаний уходят два топ-руководителя и на холдинг тут же набрасываются конкуренты в попытке растащить жилфонд, то неизбежно возникают подозрения, что это всё неслучайное стечение обстоятельств и отдельные эпизоды могут быть частями одного общего плана. Формально никаких связей между ЖРЭПом, «Ресурсом» и «Белым парусом» нет. Но как-то слабо верится, что всем им одномоментно пришла в голову одна и та же мысль резко расширить свой жилфонд за счёт общего конкурента. Между собой воевать они почему-то не стремятся, да и у муниципалов тоже почему-то откусить часть коммунального пирога не пытаются. Но кто же тогда кукловод? Вопрос пока открытый.
Следите за дальнейшим развитием событий в наших следующих материалах.
Евгений Плотников