Юлия Белехова: «Кто против ужесточения ЖК, тот преследует свои шкурные интересы»

19.01.2018 в 13:59
Поделитесь новостью:
7629
0
Версия для печати
Фото: Личная страница ВКонтакте
Выбор редакции

На рынке ЖКХ произошли значительные изменения. И это еще не конец. Реформы продолжаются: как в управлении многоквартирными домами, так и в других сферах. Корреспондент портала «Всё о ЖКХ» поговорил с профильным специалистом о том, как новые поправки и изменения отразятся на ЖКХ Подмосковья в начинающемся году. Наш собеседник — председатель координационного совета Ассоциации председателей советов многоквартирных домов Московской области Юлия Белехова.

Юлия Александровна, недавно Минстрой подводил итоги реализации капремонта. И Московская область даже не попала в пятерку лучших регионов по исполнению программы. Как вы оцениваете реализацию капремонтов в Московской области в 2017 году?

Больше чем Московская область не ремонтирует никто. У нас самая большая программа капитального ремонта в России. При этом тариф практически в 2 раза меньше чем в Москве. конечно, могут возникать проблемы, не без этого. Именно для улучшения качества работ Московская область сегодня сделала рейтинг добросовестных подрядных организаций. И правительство делает все, чтобы не пропустить на рынок недобросовестные организации. Не везде всё просто, не везде происходит быстрое реагирование, но движение по сравнению с 2016 годом есть и не вниз, а вверх.

 

Но все-таки почему не попали в пятерку лучших?

Но ведь и не в пятерке худших оказались. Надо отметить, что у нас контракты закрываются не в декабре 2017 года, а летом 2018 года. То есть программа еще не реализована до конца. Мы, например, не стали вскрывать кровли осенью, а перенесли эти работы на весну. Это абсолютно правильно сделано, чтобы потом не было протечек и так далее. То же самое касается инженерных систем. Никто не будет их делать второпях в отопительный сезон, тем более, в прошлом году он начался раньше на дней десять. Возникла опасность, что люди могут остаться без отопления. Кому это нужно? Поэтому, конечно, перенесли все работы на весну, на период, когда отопительный сезон закончится. Только по этим причинам мы не попали в первую пятерку. К сожалению, рейтинг делают в конце года, а у нас программа рассчитана до середины лета 2018 года.

Фото: личная страница ВКонтакте

Почему так получилось?

Всем известно, что ФАС отменил итоги конкурсов. Потому что работы с проектно-сметной документацией были объединены в один лот. Понадобилось время для разделения лотов и проведения новых конкурсов. Поэтому мы поздно приступили к работам. Но зато теперь ФАС никак не сможет придраться к нам, поскольку теперь проектно-сметную документацию и работы можно совмещать в одном лоте. Раньше этого делать было нельзя, а мы сделали, что послужило причиной отмены. Но зато теперь можно. Получилось, то, что нам запретили, уже через год разрешили. Поэтому нельзя сказать, что программа была плохо реализована. Нужно дождаться лета. Но я хочу заметить, что, кроме вот таких досадных ситуаций, у нас есть и большие плюсы. А именно: у нас идет совмещение капитального ремонта, ремонта подъездов и наведения порядка по благоустройству. Так происходит далеко не во всех регионах. Когда мы совмещаем все три программы, то собственник видит, что происходят комплексные изменения в его доме. То есть полностью обновляется и модернизируется городская среда. Уже третий год подряд так, то есть комплексно, ремонтируется около 25% домов. А не как в других регионах: где-то только кровля, где-то только трубы.

Поэтому при том тарифе, который обоснован социально, а не экономически, при тех объемах работ, которые есть, я считаю, что мы не только в пятерку лучших попадаем, а как минимум — в тройку.

 

С 1 января 2018 года власти Московской области увеличили тариф на капремонт до 9,07 рубля. В 2017 году минимальный размер взноса составлял 8,65 рублей за 1 кв. м в месяц. Это мало?

Поймите, что инфляцию никто не отменял. Если растет стоимость тех же материалов, то, конечно, нужно увеличивать тариф. Но при этом нам все равно не сравниться с Москвой. У них тариф в два раза больше, а потому у них явно больше возможностей.

 

Вы сказали про рейтинг лучших компаний-подрядчиков. Но насколько я знаю, вы еще готовите и антирейтинг худших. На какой он стадии, можно уже кого-то назвать?

Мы не можем его опубликовать, пока не закончится этот цикл капремонта. Он закончится летом. А пока могу назвать компанию, которая находится в тройке лидеров антирейтинга. Это компания «Благовест». Она работала в Ленинском районе, в бывшем военном городке Петровский. Она не только затянула работы, но и в отопительный период начала менять трубы. Люди месяц страдали без отопления. Уже глубокая осень, а у людей батареи на улице стоят. Нарушено было практически все, что возможно. У них не было ни нормальной материально-технической базы, ни квалифицированных специалистов.

Фото: mosreg.ru

Сколько вообще таких компаний может быть?

Это менее 5% от всех принявших участие в конкурсе. И таких компаний, как «Благовест», уже точно не будет задействовано в нашей системе капремонта. Да, есть компании, у которых есть мелкие нарушения. Но такое есть везде.

 

По итогам реализации программы капремонта в Минстрое также было отмечено, что большие объемы средств могут просто «зависнуть» на счетах фондов. Такое происходит, например, в Московской области — там не использовано 5,8 млрд руб. Ваша оценка, почему такие проблемы возникают в Подмосковье?

Есть такое понятие, как неснижаемый остаток от всех начислений в районе 20%. Зачем он нужен. Вот собственники принимают решение о том, чтобы их дом перешел на спецсчет. А мы, предположим, на все 100% выполнили программу. Откуда мы возьмем деньги, которые фонд капремонта должен перевести на спецсчет? Вот именно для таких целей и должен существовать неснижаемый остаток. Конечно, хорошо было бы так, чтобы эти деньги не оставались, так как инфляцию никто не отменял. Но есть реалии, и они таковы.

 

Недавно должность главы Фонда капремонта Московской области покинул Олег Большаков. Сейчас его место занимает исполняющий обязанности, идет конкурс. Скажите, а что случилось?

Каких-то явных нарушений в работе Большакова не было. Потому что любое нарушение в Фонде капремонта — это уголовные дела. Но есть вещи, которые человек не тянул. Понятно, что Фонд огромный, огромные проблемы, огромная ответственность. Тянешь — работай, нет — уступи место другому.

Фото: личная страница ВКонтакте

Как вы оцениваете реализацию программы «Городская среда» в Подмосковье? Какие слабые места в ее реализации вам удалось выявить?

Если мы говорим про федеральные деньги, которые мы получили на общественные пространства, то у нас здесь реализация уже больше 95%. Обсуждения с жителями были, мнение всех учтено. Кто хотел принять участие, тот принял. Что касается муниципальных денег и благоустройства дворов, то здесь есть лидеры и отстающие. К сожалению, у муниципалитетов в бюджетах не всегда столько денег, чтобы заниматься качественным благоустройством дворов. Если мы будем сравнивать те же самые Лотошино и Красногорск, то там разная бюджетная обеспеченность. Эту проблему надо решать, чтобы у нас не было большой разницы, что дворы в Красногорске лучше, чем дворы в Пущино. Или, например, Дубна. У нее нет даже миллиона на детскую площадку. А при этом в Одинцово двор благоустроили за 5–7 миллионов. Житель не должен знать проблему бюджетной обеспеченности. Он налоги платит, и значит должен видеть, что в его дворе не хуже, чем во дворе соседнего города. Есть и другие проблемы. Да, у нас, например, были муниципалитеты, в которых опять начали укладывать асфальт на снег. Но этот подрядчик денег не получит, пока не будет проверено качество работ. А это произойдет только весной-летом.

 

Будет ли продолжаться конкурс «Лучший подъезд Подмосковья»?

Конечно. Мы бы хотели, чтобы это был не просто лучший подъезд и лучший двор. Нужно показывать не только, где не справились, сделали плохо, но и где получилось шикарно, превзошли и ожидания власти, и ожидания жителей. Все это нужно показывать. ЖКХ — это вообще такая тема, где много негатива. Но есть и хорошее. И вообще нужно научиться говорить «спасибо». И наша с вами совместная задача донести это до людей.

 

Многие согласны с тем, что прямые договоры — это благо. Но есть опасения о том, что не проработан вопрос защиты интересов собственников МКД во взаимоотношениях с РСО. Они, по сути, остаются с ними один на один. Есть ли здесь опасность и что с этим можно сделать?

В этом как раз вопрос проработан. Здесь ничего особенного. Вы в магазин приходите, сначала деньги платите, потом продукты забираете. Здесь то же самое. Только вы сначала продукт потребляете, а потом деньги платите. Здесь скорее один на один ресурсник остается с собственником, а не наоборот. Здесь нужно говорить о другой опасности. Сегодня в тарифе ресурсника не предусмотрена работа с дебеторкой, с взиманием платежей в целом. Все это в тарифе не предусмотрено. И у собственников есть совершенно нормальное опасение, что тарифы из-за этих дополнительных расходов могут подняться. Вот в этом моменте закон остался сырым. Надо дорабатывать. И второй важный вопрос — это агентское вознаграждение. Если сегодня его МосОблЕИРЦ платят управляющие компании и за себя, и за ресурсника, то с введением прямых договоров ресурсникам придется за эту услугу платить самим. «Управляшка» свои деньги не отдаст. Откуда взять деньги ресурсникам? Опять поднимать тариф?

Фото: upravdommo.ru

Станут ли ужесточение законов неким подспорьем для активов МКД? И не возникнет ли здесь чехарды со сменой компаний, что негативно будет отражаться на управлении МКД?

Бывают такие ситуации, что нужно срочно действовать. И раз мы ввели такой инструмент, как лицензирование, то он должен начать работать. Сколько сегодня отозвано лицензий? В Московской области всего две. При этом у нас больше тысячи управляющих организаций. И вы считаете, что они все хорошо работают? Нет. До введения этих поправок, чтобы отозвать лицензию у нерадивой компании, нужно было более девяти месяцев. При этом компания понимает, что ее все равно уберут с рынка, но девять месяцев она некачественно оказывает услуги. А у собственников только есть обязанность платить. Разве это справедливо? Конечно, нужно упрощать процедуру лишения лицензий. Кто вам говорит, что все это вызовет чехарду, тот преследует только свои шкурные интересы. Зашел на дом, стал монополистом и сидит качает с людей деньги. И более того, правильно, что срок лицензии ограничили пятью годами. Это нужно, чтобы компании подтверждали, что у них есть материально-техническая база и штат квалифицированных сотрудников. Когда вам дают нулевую лицензию, невозможно получить такую информацию, компания только пришла на рынок. Но когда прошло пять лет, у компании миллион квадратных метров под управлением, то должно быть понятно, какие у нее мощности для того, чтобы качественно оказывать услуги. И это должно стать основанием — продлевать лицензию или нет.

 

Президент России высказался, что нужно поставить предел ростам тарифом на содержание и жилье и вообще более жестко регулировать тарифы в ЖКХ. А не подорвет ли это экономику управляющих компаний, которая коррелирует с инфляцией?

Президент сказал, что тариф должен быть ограничен. Но при этом никто не лишал права собственников принять решение и увеличить тариф, если необходимо. Но муниципальный тариф, который сегодня применяется, в 96% случаев действительно должен быть ограничен. Муниципальная власть должна научиться понимать, что она несет ответственность. Чиновники должны понимать, что просто так тарифы не могут расти. Должно быть обоснование. Например, в Московской области есть рекомендованный тариф. Но в нем каждая строчка подтверждена министерством жилищного хозяйства: сколько на ремонт, на уборку и так далее.

Беседовал Евгений Сеньшин

Комментарии

Есть мнение? Добавьте комментарий:

наверх
наверх
[ 4.39 мс ] [ 98кб ]