Мы продолжаем подводить итоги уходящего года в сфере ЖКХ. На этот раз мы пообщались с Президентом Института дополнительного профессионального образования ГАСИС НИУ ВШЭ Павлом Жбановым. Главные вопросы нашей беседы, в чем корень проблем ЖКХ, какую роль в ней должны играть стандарты и профобразование, каков смысл лицензирования и каких изменений мы ждем в будущем году. Это интервью завершающее в серии предновогодних бесед. Но темы не исчерпаны, и в следующем году мы продолжим наши беседы.
Первое, это капитальный ремонт жилого фонда страны. В значительной части регионов работа Фондов капитального ремонта приобрела устойчивый характер, наработан значительный опыт в реализации региональных программ капитального ремонта, удалось «сдвинуть с мертвой точки» замену лифтового оборудования, запущены пилотные проекты энергоэффективного капитального ремонта, усовершенствована система отбора подрядных организаций для проведения капитального ремонта. Законодательно продлен срок деятельности Фонда реформирования ЖКХ. Однако, надо признать и сохраняющееся число не решенных проблемных вопросов по качеству проведения капитального ремонта, не освоению денежных средств региональными фондами капитального ремонта, не эффективное формирование региональных программ капитального ремонта. И конечно остается в проблемном поле коммуникационная задача с жителями при организации и проведении капитального ремонта.
Второе, это проблема задолженностей по платежам за коммунальный ресурс. По данным Минстроя эта задолженность превысила 1 триллион рублей. В уходящем году в Государственную Думу внесен законопроект о прямых платежах жителей ресурсоснабжающим организациям, минуя управляющие организации. Предпринята попытка исключения «посредника» в лице управляющей организации при расчетах за ресурс. Законопроект вызвал очень много споров в профессиональном сообществе, имея большое число сторонников и противников. Позволит ли этот законопроект снизить задолженность или нет? Скорее всего — да. Не думаю, что он станет панацеей от всех бед с неплатежами. Но определенную позитивную дельту он принесет. Но, что действительно затруднит этот законопроект, так это вопросы энергосбережения в МКД. Ресурсоснабжающие организации сегодня не мотивированы на энергосбережение. Скорее всего, даже наоборот, для них выгоднее увеличивать объем реализации нежели стремиться к его сокращению. Вполне возможно, что прямые платежи, минуя управляющие компании, утяжелят проблему, связанную с энергосбережением в МКД.
Третье, это начало крупных изменений в сфере технического регулирования ЖКХ. Росстандартом по согласованию с Минстроем России издан приказ о создании технического комитета по стандартизации: «Услуги (работы) в сфере ЖКХ и формирование городской среды». Приказом определена структура Технического комитета, включающего в себя 8 подкомитетов: управление МКД, организация капитального ремонта, организация систем теплоснабжения, организация систем водоснабжения и водоотведения, организация обращения с ТКО, формирование комфортной городской среды, учет коммунального ресурса и его сбережение, автоматизированные и информационные системы в ЖКХ. Важно, что объектами стандартизации технического комитета определены не только технологические процессы, но и процессы управленческие и экономические. Секретариат Технического комитета ведется НИУ «Высшая школа экономики».
Четвертое, это кадровое обеспечение сферы ЖКХ. Речь идет о профессиональных стандартах специалистов, общественно-профессиональной аккредитацией образовательных программ и организацией обучения специалистов и работников сферы ЖКХ. Подробная пресс-конференция по данному вопросу была дана в октябре текущего года в РИА Новости.
В первую очередь — это запуск образовательных проектов для управленцев в сфере ЖКХ. С этого года на базе Высшей школы экономики запущены комплексы программ профессиональной переподготовки по направлениям: государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль, организация региональных систем капитального ремонта, организация ЖКХ в муниципальных образованиях, управление МКД. В этом году в ряде ВУЗов страны начат прием студентов по программам бакалавриата для ЖКХ. Когда мы говорим о подготовки управленческих кадров, то мы констатируем: основная проблема — проблема управленческих команд. Я не отрицаю, что есть проблема с техническими кадрами. Но большее внимание должно быть уделено профессионализму управленческих команд, причем не столько предприятий ЖКХ, сколько управленческим командам муниципалитетов. Организация ЖКХ — это командный вид деятельности.
Когда мы говорим о сфере высшего профессионального образования, то пока это небольшие группы, в 2017 на эти должности поступило порядка 100 человек. Они вольются в отрасль только через четыре года. Большие масштабы в системе среднего профессионального образования. Здесь ежегодно для сферы ЖКХ готовится более 1 тыс. работников.
И высшее и среднее профессиональное образование предполагают собой длительное обучение кадров. Вопрос же оперативного реагирования на вызовы по профессионализму кадров — это вопрос профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
По ряду программам профессиональной переподготовки кадров ЖКХ мы уже «запустились» в НИУ ВШЭ с ноября текущего года в формате Стратегической сессии. С января 2018 года запускаем мной вышеназванные программы по переподготовке, они рассчитаны на 6–7 месяцев. Так что поступившие на обучение слушатели в январе—феврале уже к середине года пройдут свое обучение по инновационным методикам подготовки специалистов НИУ ВШЭ.
Я не знаю ни одного федерального руководителя, куривавшего сферу ЖКХ, который бы не подвергался массированной критике. Мы же сами в обиходе называем эту должность «расстрельной». Согласен, что решения Минстроя России вызывают много споров. Но главное в том, что Минстрой от них не закрывается и всегда открыт к конструктивному диалогу по принципу «не согласен-предлагай». Например, Андрей Владимирович, приходя к нам в Высшую школу экономики на Стратегическую сессию, был абсолютно открыт, ответил на все, даже самые каверзные вопросы. Недавно состоялся «Форум действий» Общероссийского народного фронта. Андрей Владимирович садился за каждый стол вместе с «фронтовиками», обсуждал любые неудобные вопросы. Главное — он умеет и хочет слышать, чтобы совместно двигаться вперед. Самое главное в работе замминистра — это открытый поиск решений, это многократные «мозговые штурмы», это всегда попытка услышать разные суждения. Если есть аргументы против его позиции, он готов их обсуждать. Поэтому я бы не был так однозначен в негативных позициях своих коллег по работе Минстроя в сфере ЖКХ.
Корень проблем не в этом. Корень проблем в не эффективной организации ЖКХ в муниципальных образованиях. Проблемы ЖКХ — это проблемы муниципального уровня, муниципальных управленческих команд. У нас же на законодательном уровне Федеральным законом «О местном самоуправлении» центр тяжести в отношении вопросов ЖКХ отнесен на муниципальный уровень. Минстрой создает федеральные «правила игры» и контролирует их реализацию. Доказательство этому — неоднородность ситуации по эффективности функционирования систем ЖКХ в российских городах. У нас же много городов с позитивной практикой организации ЖКХ. Так что корень проблем, если так можно выразиться — не на верху и не внизу, а в середине.
Лицензирование — это входной билет на рынок. Не нужно ошибаться, что лицензирование — это инструментарий для управления качеством ЖКУ. Лицензирование только фильтрует тех, которые будут допущены на этот рынок по определенным критериям. Управлять качеством, в том числе и ЖКУ предназначены механизмы стандартизации, а не лицензирования. Да, к критериям вхождения на этот рынок есть большие вопросы. Например, отсутствие требования по кадровой и материально-техническому обеспеченности. Серьезный вопрос к уставному капиталу управляющих организаций. Я уверен, что эти требования должны быть. Потому что ЖКХ, это сфера жизнеобеспечения людей, и деятельность в ней не должна иметь только предпринимательские цели. На сегодня у нас в стране имеют лицензию на управление многоквартирными домами порядка 18 тысяч компаний. Лицензирование дало им только вход. А дальше должны действовать другие регулятивные механизмы. В том числе стандартизация услуг.
Напомню, что уже и сегодня в 416-м постановлении правительства прописаны стандарты управления МКД. Поэтому не только стандарты сервиса, но и стандарты управления должны стать обязательной составляющей при управлении многоквартирными домами. Без этого мы не достигнем цивилизованного предоставления жилищных услуг.
В моем понимании однозначно «да». Если компания работает не в режиме национальных стандартов, значит, она должна уйти с рынка.
Первое, что я ожидаю, переход на новую ступень профессионализма в сфере ЖКХ. Как вы знаете, Минстрой транслирует такой слоган «ЖКХ меняется». Без профессионализма кадров достичь позитивных изменений в сфере ЖКХ не удастся.
Второе, это создание регулятивных механизмов по обеспечению качества услуг в сфере ЖКХ. Качество услуг должно регулироваться на основе четко признанного института стандартизации. Должны появиться новые стандарты по услугам и работам в сфере ЖКХ.
Беседовал Евгений Сеньшин
С мнением других наших экспертов по итогам 2017 года вы всегда сможете ознакомиться здесь.