Мы продолжаем подводить итоги 2017 года в сфере ЖКХ. Следующий наш эксперт — член комитета ТПП по предпринимательству в ЖКХ, генеральный директор НП «Индустрия Сервейинг» Юрий Павленков. Его диагноз сфере ЖКХ неутешительный. Но в чем он видит выходит из ситуации читайте в первой части нашей с ним беседы?
Для сферы ЖКХ 2017 год заканчивается неутешительными итогами. И причины для этого появились не в этом году, а раньше. Первое, на что бы я обратил внимание, это устранение обязательной технической инвентаризации, учёта и обследования техсостояния жилых зданий. Это произошло 1 января 2014 года вместе с ликвидацией института БТИ. Плачевные последствия этого мы можем наблюдать уже в уходящем году. В результате длительного отсутствия обязательной системной технической инвентаризации и техобследования растет количество техногенных происшествий, в том числе с гибелью людей: взрывы газа, «лифтопады», обрушения несущих конструкций жилых домов. Резонансными становятся происшествия с гибелью людей, но в действительности техногенных событий на порядок больше, просто они перестали вызывать у общества рефлексию.
От недостатка актуальных технических сведений об МКД не меньше чем вполовину теряется качество программ капремонта, уже более 10 лет системно жалуется Росстат, который не может собрать достоверные данные о жилищном фонде для планирования отраслевых затрат. То в одном, то в другом регионе мы сталкиваемся с тяжёлыми последствиями устранения технического надзора в жилищной сфере, но ни регулятор в лице Минстроя, ни жилищный надзор так и не удосужились создать методику технического надзора, анализа и выработки адекватных мер. А это сделать просто — нужно создать информационно-аналитический портал сбора данных по регионам по основным системообразующим параметрам в системах жилищного управления и жизнеобеспечения ресурсами.
Заниматься техническим надзором в МКД и должен государственный жилищный надзор. А помогать ему в этом могут управляющие организации, органы техинвентаризации, специализированные организации, следящие за ВДГО и ВКГО, лифтовым хозяйством, автономными системами отопления и ГВС.
Реформа тарифного регулирования произошла в июле 2015 года путем передачи полномочий федерального тарифного регулятора от Федеральной тарифной службы (ФТС) к ФАС. Сегодня ФАС совмещает в себе регулятора двух подсистем в ЖКХ. Первая — система тарифного регулирования коммунальных ресурсов — вода, электричество, тепло и прочее. ФАС, по моим наблюдениям, пока не смог найти механизмы упорядочивания тарифов на коммунальные ресурсы. Это подчеркнул и президент.
Причин, на мой взгляд, несколько. Одна из них — институциональная. В регионах существуют региональные энергетические комиссии, утверждающие региональные тарифы (ранее они традиционно ориентировались на ФСТ), и региональные управления ФАС — они и сегодня вертикально подчинены федеральному ФАС. По моему мнению, пока в регионах не удалось синхронизировать функции, полномочия и ответственность этих органов. Вторая — содержательная. Мне не удалось отыскать в двухлетней деятельности ФАС в сфере коммунальных тарифов примеров квалифицированного методологического анализа структуры коммунальных тарифов, представленных обществу публично. Хотя разговоры об этом и обещания возникают регулярно.
Как пример, в Москве в 2016 году ликвидирована РЭК Москвы, сегодня осталась только УФАС по Москве. Но сколько мы не направляли им запросов по объяснению двукратного роста стоимости тепла с 2011 по 2017 годы с 1100 до 2200 руб/Гкал — в ответ гробовое молчание. Бывший руководитель московского УФАС Рачик Петросян сегодня курирует у Игоря Артемьева, главы ФАС, нашу же безнадёжную сферу «ЖКХ».
К слову сказать, вообще происходит устойчивый рост платы за приобретение гражданами России жилищного блага. А ведь это реализация безусловного конституционного права на жилище! Выражается это как в виде опережающего роста тарифов, так и в появлении новых видов платежей: взносов на капремонт, платежей за коммунальные отходы, налога на имущество многоквартирных домов от кадастровой оценки, биллинга ЖК-платежей через ЕРЦ, ЕРКЦ, МФЦ, ОДН, «соцэнергопайков» и прочего. Содержание биллинговых посредников также ложится дополнительным бременем на плечи граждан. Все это вместе увеличивает стоимость жилищного блага.
Показательно, что реальное снижение фактических объемов потребления коммунальных ресурсов гражданами не приводит к принципиальному сокращению размера платы за ЖКУ. Происходит это в силу стабильно опережающего значительного увеличения тарифов на коммунальные ресурсы. Экономию регулятор легко санирует установлением «социально-политических» коммунальных тарифов, не имеющих ничего общего с экономически обоснованными.
Действительно, мы ждали от ФАС, что он пересмотрит принципы регулирования отношений в сфере управления многоквартирными домами. Однако он в эту сторону и пальцем не пошевелил, несмотря на душераздирающие ситуации в регионах в период введения лицензий, откровенного передела рынков управления путем административного вмешательства. В результате — сегодня пока эта проблема не приобрела обвальный характер, но тоже «бум-с» не за горами, огромное число «нерентабельных» многоквартирных домов — так называемых «отказников» — оказались вообще без управляющих. И только путём невероятных усилий бесштанных муниципалитетов и постоянно банкротящихся МУПов из последних сил поддерживают тяжело больные МКД в реанимационной палате.
Как все хорошо понимают, никаких собственников при т.н. «лицензировании» управляющих организаций никто не спрашивал. Сегодня региональные жилищные системы вопиют — лицензии пользы не принесли, за исключением колоссальных трат в ходе получения лицензий и тотальных административных штрафов (в 2016 году — более 2 млрд. руб. — прим. ред.), изымаемых из статьи «содержание и ремонт ОИ МКД». Сегодня готовятся очередные изменения в систему лицензирования, упрощающие административные способы зачистки рынка жилищных услуг от неугодных или «чужих» участников.
В течение двух лет экспертное сообщество, да и профильный комитет ТПП РФ в ЖКХ, не могут услышать внятную позицию ФАС по данному вопросу. Получается, что-либо Игорю Артемьеву запретили поднимать данную тему, либо у его службы нет собственного представления о глубине проблем и способах их преодоления. Вот они и получили вместе с Минстроем по заслугам от президента очередной стимулирующий «пендель».
В момент подписания закона о лицензировании управляющих жилой недвижимостью Владимир Путин согласился оценить его результаты через пару лет. Минуло три года, итоги административных реформ в жилищной сфере в последние пять лет, судя по сообщениям с мест, ни у кого расхождения в оценках не вызывают. Фактически во всех регионах профессиональные участники жилищной сферы утверждают: лицензирование нанесло вред и нужно возвращаться к развитию конкурентного рынка управляющих жилой недвижимостью на основе современных профессиональных стандартов деятельности и формирования объектов жилой недвижимости в виде сформированного и зарегистрированного технического, имущественного, социально-экономического объекта.
Мы видим, что сегодня управляющие организации и жилищные объединения подвергаются бесконечному прессингу с неадекватными штрафами и санкционными мерами. В отношении УК и ТСЖ Минстрой сегодня фактически ввел санкции, аналогичные западным против России, а субъекты предпринимательской деятельности фактически выведены из-под действия 294-ФЗ «О защите прав юрлиц».
Однако и штрафы ситуацию ещё больше загоняют в угол: состояние жилищного фонда ухудшается, задолженность в ЖКХ, если верить многочисленным устным заявлениям представителей Минстроя, нарастает, негативные оценки системы ЖКХ гражданами усиливаются, домохозяйства по оплате ЖК-услуг достигли предельного порога. Более того, как выяснилось, сами проводники идеи не понимают разницы между «прямыми договорами» и простым «расщеплением ЖК-платежей». Куда это все годится? Мне трудно представить, что нас ждет в итоге.
Я уверен, что снижение суммы задолженности не произойдет. Но такая форма отношений породит новый, доселе неизведанный хаос, когда вместо одного исполнителя коммунальной услуги (сегодня в лице УО или ТСЖ) будет несколько. Мы насчитали — до 11 поставщиков коммунальных ресурсов и услуг. По сути, «прямыми договорами» законодатели ликвидируют целостность системы управления единым техническим и правовым объектом, одновременно превращая управление многоквартирным домов и договор управления в фикцию.
Понимающие РСО также не в восторге от данного предложения. Например, в шоке поставщики воды и операторы коммунальных отходов. По теплу также возникнут проблемы. Если по горячей и холодной воде есть индивидуальные приборы и граждане смогут хоть как-то контролировать объёмы фактического потребления, то тепловую энергию достоверно в квартирах большинства домов измерять практически невозможно. А есть ещё и параметры качества тепловой энергии. По моему мнению, именно недобросовестные поставщики тепла выступили лоббистами данной затеи. После перехода на «прямые договоры» в сфере теплоснабжения особенно граждане окажутся самым уязвимым звеном. Я даже не берусь прогнозировать, что может произойти. Вместо мотивации собственников к участию в общих собраниях и вовлечению в процесс квалифицированного владения и приумножения жилищного капитала — мнимое упрощение и вульгаризация процедур.
Да, есть проблема, что люди не хотят участвовать в общедомовых собраниях. Но не потому, что сама процедура сложная, а потому что в информационном пространстве вокруг ЖКХ очень много негативной пропаганды, людей уже воротит от этих трёх букв, от безысходности в возможности повлиять на стоимость обеспечения жильём своей семьи. И я думаю, весь негатив вокруг и около ЖКХ создаётся умышленно. В мутной воде — нормативном, информационном и экономическом хаосе легче «осуществлять овощные заготовки». Вместо того, чтобы людям дать мотивационные инструменты, объяснить, зачем нужно проголосовать, что в результате участия в ОСС у них снизится стоимость платы за ЖКУ, общее имущество прирастёт незаконно изъятым помещением, нормативным земельным участком, их пытаются ограничить в правах. При этом, не предложен нижний порог размеров МКД, где допускается проведение ОСС в виде конференции, например, от 300 квартир (от 15 000 кв. м).
Москвичи, кстати, данную инициативу связывают с программой «реновации» — они уверены, что затею пролоббировала московская администрация с целью упрощения переселения граждан. Отсутствие нижнего ограничения и является косвенным подтверждением московского лобби.
Вот с такими основными проблемами в ЖКХ мы заканчиваем 2017 год. Развитие отрасли в результате крепко тормозится. Кстати сказать, не заметно хотя бы какого-то противовеса созданию данной опасной тенденции со стороны Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ. К сожалению, данный комитет стал печатной машинкой по продвижению инициатив Минстроя. Поразительно, но комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ вообще не касается проблемы правовой и экономической недостоверности налогообложения жилой многоквартирной недвижимости в результате кадастровой оценки. В ней специалисты не могут оценить ни юридическую достоверность и состав объекта налогообложения, ни структуру налоговой базы, ни вообще — принципы, параметры и факторы, влияющие на размер имущественного налога в МКД.
Продолжение беседы с экспертом читайте во второй части этого интервью.
Беседу вел Евгений Сеньшин
С мнением других наших экспертов по итогам 2017 года вы всегда сможете ознакомиться здесь.