В сентябре в Московской области прошли выборы губернатора. Жители снова доверили свои голоса Андрею Воробьеву. Таким образом они, в том числе, одобрили и его работу в сфере ЖКХ и благоустройства. Какие планы и задачи стоят в системе ЖКХ Подмосковья на очередной губернаторский срок. Об этом мы поговорили с экспертом и общественником. Это председатель координационного совета Ассоциации председателей советов многоквартирных домов Московской области Юлия Белехова.
Главная задача — привести систему управления многоквартирными домами в порядок. Недобросовестные управляющие организации не должны работать в сфере управления МКД. Для этого введен рейтинг управляющих организаций. Он, я бы сказала, народный, потому что качество предоставления услуг оценивают сами председатели советов МКД.
У нас продолжается программа ремонта подъездов. Необходимо привести в порядок имущество многоквартирного дома. Это очень важно. Каждый день собственник проходит через подъезд, и что он там видит? Если обшарпанные стены, разбитую плитку, окна с побитыми стеклами, то это никуда не годиться и необходимо привести в порядок. Правительством области предусмотрено субсидирование управляющих компаний, которые ремонтируют подъезды по программе «Мой подъезд». Здесь же стоит упомянуть и программу по благоустройству дворов. Она работает уже несколько лет. И люди видят, как преображаются дворы. Ее необходимо продолжать. Так же как и продолжать программу по формированию комфортной городской среды. В результате общественные пространства благоустраиваются и становятся местом притяжения людей.
Остается масса проблем по капитальному ремонту. В Московской области самая большая программа по капитальному ремонту. К сожалению, не везде она работает так, как хотелось бы. Здесь нужно сделать упор на качество работ и материалов.
Большое внимание необходимо уделять утилизации твердых бытовых отходов. А именно: внедрять раздельный сбор мусора. Сегодня этой проблемой начали заниматься в Московской области. Работы очень много. В частности, необходимо провести инвентаризацию контейнерных площадок. Далее нужно будет привести их в порядок в соответствии с действующими требованиями. Необходимо проводить и разъяснительную работу с жителями. А так же осуществлять контроль за тем, чтобы в эту сферу пришли добросовестные возчики мусора. Такие, которые бы раздельно вывозили рассортированный жителями мусор.
В рейтинге учитывается, есть ли долги у управляющих организаций; количество предписаний от ГЖИ, сколько их было исполнено; такие вещи, как уборка придомовой территории и тому подобное.
Одним из признаков хорошей работы управляющей организации является наличие совета многоквартирного дома. Конечно, она может работать и без такого совета. Но нужно понимать, что совет помогает компании. Ведь любая управляющая организация заинтересована в диалоге и совместной работе с жителями. А именно совет и является площадкой для такого диалога.
Следующий аспект: предоставление отчета общего собрания. Если компания его не проводила, не отчитывалась перед жителями, то это явно идет ей в минус. Немаловажно и участие в акциях, прежде всего, «День открытых дверей», различные субботники. И самое главное в этом рейтинге — это сама оценка качества содержания и эксплуатации МКД по шкале от одного до десяти председателем совета дома.
В сфере управления пока еще рано говорить про репутационные риски. Хотя, конечно, в идеале должно быть так: управляющая организация должна стыдиться попадать в подобные рейтинги, потому что тогда жители к ней будут относиться негативно и откажутся от ее услуг. Но до этого нам еще расти и расти. Тем не менее, попадание в список худших компаний заставляет их руководителей задуматься о своих ошибках.
Если мы говорим про контроль над управляющими организациями, то нельзя не вспомнить недавнее ужесточение правил управления МКД. Соответствующий указ подписал
У нас столько правил, и если бы все они выполнялись, то мы бы с вами жили в идеальном мире управляющих организаций. К сожалению, они не выполняются. Собственникам, конечно, выгодно, чтобы правила были жесткими. Но как они будут работать на практике? Нужно
Что касается перегибания палки, то в каждом регионе везде все
Она будет продолжать работать в 2019 году. Все, что не было сделано в предыдущие два года, необходимо будет напрячься и сделать в следующем году. То есть за три года все подъезды, включенные в план, должны быть капитально отремонтированы. Финансирование в 2018 году увеличилось, потому что стало понятно: ремонтировать окна в большинстве случаев нет смысла, необходимо заменять их пластиковые. При этом надеюсь, что управляющие организации и без программы поймут: подъезды надо ремонтировать самим раз в 5–7 лет.
Безусловно, влияет. Например, та компания, которая в 2018 году работала в Ленинском районе в военном городке Петровское и попала в список худших, больше не работает в системе капремонта. Она не справилась со своими задачами и «вылетела» из реестра добросовестных подрядчиков.
ЖКХ, как и другие сферы нашей экономики, коррумпировано. Нередко такая коррупция существует на муниципальном уровне, когда чиновники проталкивают свои управляющие компании или помогают им удержаться, хотя качество их обслуживания жителям не нравится. Что в этой части нужно делать, чтобы исправлять ситуацию?
Причина такой коррупции в аморфности самих собственников, которые с советских времен считают, что им все обязаны. За них
Конечно, меняется. Но бороться нужно не столько за юридическую грамотность жителей. Кто хочет, тот всегда найдет. Важно бороться с аморфностью, с нежеланием
Давайте посмотрим на все заинтересованные стороны. Управляющей организации выгодно перейти на прямые договоры по той причине, что тогда она будет платить только за то, что потребили собственники. А вопрос по работе с дебиторской задолженностью ляжет на РСО.
Ресурснику прямые договоры не выгодны по одной причине — у него в тарифе не предусмотрена работа по дебиторской задолженности. У него нет на это ни специального штата, ни денег, чтобы нанять
Беседовал Евгений Сеньшин