Павел Жбанов: «Корень проблем ЖКХ – в управленцах муниципального уровня»

28.12.2017 в 08:55
Поделитесь новостью:
132043
0
Версия для печати
Выбор редакции

Мы продолжаем подводить итоги уходящего года в сфере ЖКХ. На этот раз мы пообщались с Президентом Института дополнительного профессионального образования ГАСИС НИУ ВШЭ Павлом Жбановым. Главные вопросы нашей беседы, в чем корень проблем ЖКХ, какую роль в ней должны играть стандарты и профобразование, каков смысл лицензирования и каких изменений мы ждем в будущем году. Это интервью завершающее в серии предновогодних бесед. Но темы не исчерпаны, и в следующем году мы продолжим наши беседы.

Каковы основные итоги уходящего года в сфере ЖКХ? На что стоит обратить внимание?

Первое, это капитальный ремонт жилого фонда страны. В значительной части регионов работа Фондов капитального ремонта приобрела устойчивый характер, наработан значительный опыт в реализации региональных программ капитального ремонта, удалось «сдвинуть с мертвой точки» замену лифтового оборудования, запущены пилотные проекты энергоэффективного капитального ремонта, усовершенствована система отбора подрядных организаций для проведения капитального ремонта. Законодательно продлен срок деятельности Фонда реформирования ЖКХ. Однако, надо признать и сохраняющееся число не решенных проблемных вопросов по качеству проведения капитального ремонта, не освоению денежных средств региональными фондами капитального ремонта, не эффективное формирование региональных программ капитального ремонта. И конечно остается в проблемном поле коммуникационная задача с жителями при организации и проведении капитального ремонта.

Второе, это проблема задолженностей по платежам за коммунальный ресурс. По данным Минстроя эта задолженность превысила 1 триллион рублей. В уходящем году в Государственную Думу внесен законопроект о прямых платежах жителей ресурсоснабжающим организациям, минуя управляющие организации. Предпринята попытка исключения «посредника» в лице управляющей организации при расчетах за ресурс. Законопроект вызвал очень много споров в профессиональном сообществе, имея большое число сторонников и противников. Позволит ли этот законопроект снизить задолженность или нет? Скорее всего — да. Не думаю, что он станет панацеей от всех бед с неплатежами. Но определенную позитивную дельту он принесет. Но, что действительно затруднит этот законопроект, так это вопросы энергосбережения в МКД. Ресурсоснабжающие организации сегодня не мотивированы на энергосбережение. Скорее всего, даже наоборот, для них выгоднее увеличивать объем реализации нежели стремиться к его сокращению. Вполне возможно, что прямые платежи, минуя управляющие компании, утяжелят проблему, связанную с энергосбережением в МКД.

Третье, это начало крупных изменений в сфере технического регулирования ЖКХ. Росстандартом по согласованию с Минстроем России издан приказ о создании технического комитета по стандартизации: «Услуги (работы) в сфере ЖКХ и формирование городской среды». Приказом определена структура Технического комитета, включающего в себя 8 подкомитетов: управление МКД, организация капитального ремонта, организация систем теплоснабжения, организация систем водоснабжения и водоотведения, организация обращения с ТКО, формирование комфортной городской среды, учет коммунального ресурса и его сбережение, автоматизированные и информационные системы в ЖКХ. Важно, что объектами стандартизации технического комитета определены не только технологические процессы, но и процессы управленческие и экономические. Секретариат Технического комитета ведется НИУ «Высшая школа экономики».

Четвертое, это кадровое обеспечение сферы ЖКХ. Речь идет о профессиональных стандартах специалистов, общественно-профессиональной аккредитацией образовательных программ и организацией обучения специалистов и работников сферы ЖКХ. Подробная пресс-конференция по данному вопросу была дана в октябре текущего года в РИА Новости.

 

С этого года началась подготовка специалистов для сферы ЖКХ. Речь идет только о технических специальностях или об управленцах отрасли тоже?

В первую очередь — это запуск образовательных проектов для управленцев в сфере ЖКХ. С этого года на базе Высшей школы экономики запущены комплексы программ профессиональной переподготовки по направлениям: государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль, организация региональных систем капитального ремонта, организация ЖКХ в муниципальных образованиях, управление МКД. В этом году в ряде ВУЗов страны начат прием студентов по программам бакалавриата для ЖКХ. Когда мы говорим о подготовки управленческих кадров, то мы констатируем: основная проблема — проблема управленческих команд. Я не отрицаю, что есть проблема с техническими кадрами. Но большее внимание должно быть уделено профессионализму управленческих команд, причем не столько предприятий ЖКХ, сколько управленческим командам муниципалитетов. Организация ЖКХ — это командный вид деятельности.

 

Через какое время можно будет ожидать эффект для отрасли?

Когда мы говорим о сфере высшего профессионального образования, то пока это небольшие группы, в 2017 на эти должности поступило порядка 100 человек. Они вольются в отрасль только через четыре года. Большие масштабы в системе среднего профессионального образования. Здесь ежегодно для сферы ЖКХ готовится более 1 тыс. работников.

И высшее и среднее профессиональное образование предполагают собой длительное обучение кадров. Вопрос же оперативного реагирования на вызовы по профессионализму кадров — это вопрос профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

По ряду программам профессиональной переподготовки кадров ЖКХ мы уже «запустились» в НИУ ВШЭ с ноября текущего года в формате Стратегической сессии. С января 2018 года запускаем мной вышеназванные программы по переподготовке, они рассчитаны на 6–7 месяцев. Так что поступившие на обучение слушатели в январе—феврале уже к середине года пройдут свое обучение по инновационным методикам подготовки специалистов НИУ ВШЭ.

 

Есть такая поговорка: «Рыба гниет с головы». Наверное, вы знаете, что сегодня многие теоретики и практики в ЖКХ недовольны работой замглавы Минстроя. К слову сказать, вот и президент России на последней пресс-конференции высказал скепсис насчет состояния отрасли: «проблем больше, чем решений». Как бы вы оценили команду тех чиновников, которые сегодня отвечают за ЖКХ в целом по стране? Есть основания сомневаться в их компетенции?

Я не знаю ни одного федерального руководителя, куривавшего сферу ЖКХ, который бы не подвергался массированной критике. Мы же сами в обиходе называем эту должность «расстрельной». Согласен, что решения Минстроя России вызывают много споров. Но главное в том, что Минстрой от них не закрывается и всегда открыт к конструктивному диалогу по принципу «не согласен-предлагай». Например, Андрей Владимирович, приходя к нам в Высшую школу экономики на Стратегическую сессию, был абсолютно открыт, ответил на все, даже самые каверзные вопросы. Недавно состоялся «Форум действий» Общероссийского народного фронта. Андрей Владимирович садился за каждый стол вместе с «фронтовиками», обсуждал любые неудобные вопросы. Главное — он умеет и хочет слышать, чтобы совместно двигаться вперед. Самое главное в работе замминистра — это открытый поиск решений, это многократные «мозговые штурмы», это всегда попытка услышать разные суждения. Если есть аргументы против его позиции, он готов их обсуждать. Поэтому я бы не был так однозначен в негативных позициях своих коллег по работе Минстроя в сфере ЖКХ.

 

Андрей Чибис

Тогда корень проблем в тех предпринимателях, которые не могут адаптироваться к новым условиям работы в ЖКХ и винят во всем Чибиса?

Корень проблем не в этом. Корень проблем в не эффективной организации ЖКХ в муниципальных образованиях. Проблемы ЖКХ — это проблемы муниципального уровня, муниципальных управленческих команд. У нас же на законодательном уровне Федеральным законом «О местном самоуправлении» центр тяжести в отношении вопросов ЖКХ отнесен на муниципальный уровень. Минстрой создает федеральные «правила игры» и контролирует их реализацию. Доказательство этому — неоднородность ситуации по эффективности функционирования систем ЖКХ в российских городах. У нас же много городов с позитивной практикой организации ЖКХ. Так что корень проблем, если так можно выразиться — не на верху и не внизу, а в середине.

 

Как раз вопрос о правилах игры. Мы видим, что система лицензирования все время ужесточается. На ваш взгляд, оправдано ли это?

Лицензирование — это входной билет на рынок. Не нужно ошибаться, что лицензирование — это инструментарий для управления качеством ЖКУ. Лицензирование только фильтрует тех, которые будут допущены на этот рынок по определенным критериям. Управлять качеством, в том числе и ЖКУ предназначены механизмы стандартизации, а не лицензирования. Да, к критериям вхождения на этот рынок есть большие вопросы. Например, отсутствие требования по кадровой и материально-техническому обеспеченности. Серьезный вопрос к уставному капиталу управляющих организаций. Я уверен, что эти требования должны быть. Потому что ЖКХ, это сфера жизнеобеспечения людей, и деятельность в ней не должна иметь только предпринимательские цели. На сегодня у нас в стране имеют лицензию на управление многоквартирными домами порядка 18 тысяч компаний. Лицензирование дало им только вход. А дальше должны действовать другие регулятивные механизмы. В том числе стандартизация услуг.

 

В 2018 году должны быть внедрены стандарты сервиса. Их нарушение может служить основанием для отзыва лицензии. Если такое будет, то это, по-вашему, правильная мера?

Напомню, что уже и сегодня в 416-м постановлении правительства прописаны стандарты управления МКД. Поэтому не только стандарты сервиса, но и стандарты управления должны стать обязательной составляющей при управлении многоквартирными домами. Без этого мы не достигнем цивилизованного предоставления жилищных услуг.

 

Павел Жбанов

Может ли нарушение эти стандартов служит основанием для отъема лицензии?

В моем понимании однозначно «да». Если компания работает не в режиме национальных стандартов, значит, она должна уйти с рынка.

 

Какие важные изменения в сфере ЖКХ вы ожидаете в 2018 году?

Первое, что я ожидаю, переход на новую ступень профессионализма в сфере ЖКХ. Как вы знаете, Минстрой транслирует такой слоган «ЖКХ меняется». Без профессионализма кадров достичь позитивных изменений в сфере ЖКХ не удастся.

Второе, это создание регулятивных механизмов по обеспечению качества услуг в сфере ЖКХ. Качество услуг должно регулироваться на основе четко признанного института стандартизации. Должны появиться новые стандарты по услугам и работам в сфере ЖКХ.

Беседовал Евгений Сеньшин

С мнением других наших экспертов по итогам 2017 года вы всегда сможете ознакомиться здесь.

Комментарии

Есть мнение? Добавьте комментарий:

наверх
наверх