На этой неделе Ассоциация компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), провела пресс-конференцию, посвящённую онлайн-опросу жителей. На его основе был сформирован «Всероссийский рейтинг УО, обслуживающих жилую недвижимость городов России». Посмотрим, что вышло.
Как заявил глава попечительского совета АКОН Сергей Креков, идея провести такой рейтинг родилась из слов замглавы Минстроя Андрея Чибиса. В конце 2017 года он заявил, что 81% россиян фиксирует рост качества услуг ЖКХ. В итоге специалисты АКОН решили провести опрос и выяснить, так ли это. Поэтому с начала нового года на сайте организации был запущен онлайн-опрос. Собственники могли по регистрационным данным найти свою управляющую организацию. К каждой из них была прикреплена анкета. По ней житель оценивал четыре параметра: тариф, безопасность, комфорт и коммуникации. Все вопросы имели балльную систему от 1 до 10. В опросе приняло участие больше пяти тысяч человек.
Что касается самих управляющих организаций, то они ранжировались по структуре портфеля, общей площади, количеству сотрудников и объёмам доходов. Вся эта информация должна быть в свободном доступе, согласно Стандарту раскрытия информации. Но, что характерно, по словам организаторов рейтинга, управляющие организации не очень охотно выкладывают эту информацию. Хуже всего представлены данные о выручке, которую они получают с многоквартирных домов.
Также стоит отметить, что сегодня на рынке порядка 20 тысяч управляющих организаций, имеющих лицензии. Но только 14,5 тыс. из них занимаются управлением многоквартирных домов, остальные — это те, которые имеют лицензии, но непосредственно управлением не занимаются. Причём за последние три месяца ещё 500 компаний получили лицензию. Если брать в соображение существующую динамику, то к концу текущего года будет уже 22 тысячи. При этом, заметил Сергей Креков, регулятор заявляет о необходимости наведения порядка и очистки рынка от недобросовестных компаний, но все шаги, которые предпринимаются, тем не менее, эту ситуацию никак не меняют.
А теперь главный вывод, который сделали организаторы опроса и составители рейтинга: большие площади не являются показателем качества. Причём это касается, допустим, не только ГБУ «Жилищник» или МУПов в Подмосковье. При детальном рассмотрении, со слов Крекова, даже коммерческие организации, у которых под управлением большие объёмы площади и которые как бы ориентируются на высокий уровень сервиса, на практике имеют очень много нареканий. Потребители, в частности, отмечают, что цена не соответствует качеству. Ладно, если бы плохое обслуживание было за небольшую плату, но когда сумма в платёжке огромная, а уровень обслуживания слабый, это вызывает возмущение.
Однако есть и другие вещи, которые поразили исследователей. Это страх жителей писать и говорить то, что они думают. Люди опасаются, что юристы управляющих компаний будут писать на них заявления в суды и прокуратуру за клевету. По словам Крекова, даже им на сайт приходили заявления от управляющих компаний, в которых они просили не распространять порочащие их сведения, которые негативно влияют на их репутацию. Эти обращения они просили рассматривать как претензионные письма с угрозами обратиться в суд. Правда, до суда дело так и не дошло.
«Наши управляющие организации считают, что их можно оценивать только хорошо», — с иронией говорит Сергей Креков. — «Когда их оценивают плохо, они считают, что это угроза их репутации. То есть, по их мнению, собственник не имеет права оценивать их деятельность негативно. Он имеет право только на позитивную оценку, ведь она не наносит ущерб деловой репутации. Это забавная логика».
Но, тем не менее, такая щепетильность насчёт своей репутации не помогла. Из пяти тысяч человек, принявших участие в опросе, 52% оценивает резко негативно качество управления со стороны УК.
«Из этих 52% 755 голосов — это не просто негативные оценки, это реальные жизненные ситуации с адресами и обстоятельствами, которые требуют внимания лиц, ответственных за работу управляющих организаций», — подчеркнул Креков. — «Это чудовищные результаты! Так бизнес вести нельзя, это не бизнес. Закрывать глаза на всё, что сейчас происходит, больше нельзя. Эта ситуация требует реакции и изменения отношения со стороны управляющих организаций».
По его мнению, причиной такой ситуации является то, что сегодня собственник, по сути, не имеет права выбора.
«Отсутствие возможности собственникам выбрать себе партнёра по реализации своих стратегических целей — это проблема, которая лежит в основе всех других проблем: капитальный ремонт, коммунальные тарифы, энергосбережение», — уверен представитель АКОН. — «И более того, у собственника нет возможности как-то влиять на управляющую компанию. Мне даже чисто по-человечески было тяжело читать некоторые вещи, которые нам прислали жители».
Что же касается Минстроя, то Креков оценил его деятельность, как провальную.
«Господа, всё, что вы сделали, на сегодня не работает», — заявил Сергей Креков. — «У вас не хватает смелости это признать. Я считаю, что сложившаяся ситуация дискредитирует все те идеи, которые вы озвучивали. При этом вы закрыли возможность как-то менять ситуацию. Хватит рассказывать все эти басни про новое цифровое ЖКХ и прочую ерунду! Мы молчали три года, и вы нас игнорировали. Вот вам наша оценка: 2 балла из 5».
Он пообещал, что все полученные жалобы от жителей будут направлены депутатам Госдумы и лично на имя Андрея Чибиса. На этом проект не закончился. В мае начнётся новый опрос. А в конце этого месяца на сайте АКОН будут выложены все результаты рейтинга полностью.
Добавим, что параллельно данному опросу в апреле в Московской области на интернет-портале «Добродел» прошло голосование жителей по критериям оценки управляющих организаций. В результате жители Подмосковья признали главным критерием управляющих компаний качество содержания дворовых территорий. За этот пункт проголосовали более 80% участников опроса. В дальнейшем на основе голосования должен быть сформирован новый рейтинг областных УК.
«Мы не ожидали такого результата. Самый главный момент — это содержание дворовых территорий, абсолютный рекордсмен — 87%, далее содержание подъезда, организация диспетчерского обслуживания через Единую диспетчерскую службу, бесперебойная поставка коммунальных услуг, платёжная дисциплина, взаимодействие с советами многоквартирных домов, ремонт подъездов по программе», — заявил министр жилищно-коммунального хозяйства Московской области Евгений Хромушин.
Он также отметил, что жители предложили дополнительные показатели: оборудование домов средствами пожаротушения и пожарной защиты, выявление резиновых квартир, шлагбаумы.
Евгений Сеньшин