Трамвай в Бирюлёве нужен таким, каким он удобен жителям, а не строителям

26.06.2018 в 12:57
Поделитесь новостью:
6537
0
Версия для печати
Выбор редакции

Проект строительства скоростной трамвайной линии Чертаново – Бирюлёво родился в 80-х годах прошлого века. Политические события заставили отодвинуть планы на неопределённое время. Потом проект всплыл в 2013-м, 2015-м и т.д. На дворе 2018-й, а трамвайную линию всё так и не протянули…

Транспортная ситуация в районе

Бирюлёво Западное — один из отдалённых уголков на юге столицы. В районе нет ни одной станции метро, находящейся в шаговой доступности. Чтобы добраться до самых близких подземок — «серой» или «зелёной» веток метрополитена, требуется около часа езды на автобусах или маршрутках. Стоит отметить, что часть жителей Бирюлёво пользуется электричками, следующими до Павелецкого вокзала. Две железнодорожных станции расположены на границе района. Но ЖД-система имеет свои недостатки: интервалы движения электричек большие, и приходят они на станцию уже переполненными пассажирами из области. Одним из способов решения данной проблемы может стать строительство линии скоростного трамвая, который связал бы отдалённый район со станциями метрополитена.

 улица

Здесь должен идти участок линии скоростного трамвая.

 

Почему строительство всё время переносят?

Проект скоростного трамвая был одобрен только в 2015 году, а начало строительства отодвинулось на конец 2016 года. По генплану линия планировалась по территории районов Чертаново Центральное и Чертаново Южное, вдоль улицы Красного Маяка, где она объединится с действующей линией трамвая. Затем маршрут следует к южному вестибюлю станции «Пражская», пересечёт Кировоградскую улицу, Варшавское шоссе, Курское направление железной дороги и выйдет в Бирюлёво Западное и Бирюлёво Восточное. По предварительным данным, время проезда жителей Бирюлёва до «подземки» сократится примерно на 30%.

Казалось бы, хороший план, но и в конце 2016-го года трамвайную линию не построили.

Дело в том, что полтора года назад жители улицы Красного Маяка, дом 1 на общественных слушаниях высказались резко против запуска в районе скоростного трамвая. По их мнению, новая линия проходит близко от жилых домов. По нормативам расстояние от домов до трамвайных путей должно составлять более 20 метров. Это учитывалось при составлении плана, однако жители приняли новость о строительстве трамвайной линии в штыки. Для них она не имеет практической ценности: станция метро «Пражская» находится в шаговой доступности от их дома, а уровень шума может повыситься. Наш корреспондент посетил этот дом, поговорил с жильцами, которые и сегодня высказываются категорически против строительства трамвайной линии, им она не нужна.

Вид с улицы Красного маяка, дом 1.

Вид с улицы Красного маяка, дом 1.

«Эта ветка будет проходить прямо под нашими окнами, — говорит житель Иван Сорокин. — И так на машине к дому уже не подъехать, нам негде парковаться. А что будет, когда начнётся строительство?»

Трамвайная линия также сильно задевает интересы владельцев гаражей района (на одной из встреч с населением префект ЮАО озвучил цифры в 3700 гаражей). Как раз в месте гаражей планируется разворотная линия трамвая, что, конечно, и волнует владельцев близлежащих домов, в основном по Востряковскому проезду. И тут вполне резонно было бы предложить владельцам (в качестве компенсации) места в «Народных гаражах», которые из-за высокой стоимости стоят полупустые. Но власти на это не идут.

Но и это ещё не всё: на пути строительства трамвая находится новая парковка на улице Красного Маяка. Что будет с ней? Ответа на этот вопрос в управе Бирюлёво Западное тоже не нашли. Между тем в отличие от улицы Красного Маяка, дом 1 у бирюлёвцев другое мнение по строительству:

«Трамвай в Бирюлёве был нужен ещё позавчера, в наших условиях проект скорейшей реализации лучше любого другого проекта, отодвинутого по времени на годы», — считает домохозяйка Татьяна Оношко.

Красного маяка 1

«Дополнить имеющуюся трамвайную сеть проще, чем тянуть её с нуля. Обособленная от автотрафика линия — это реальное благо… Трамвай в Бирюлёве нужен таким, каким он удобен жителям, а не строителям», — это мнение жителя, который представился нам как Василий Николаевич.

 

Манипуляция мнением, или Ну их, эти публичные слушания?

Конечно, властям проще всего зарыть в голову песок и ничего не предпринимать. Мол, страсти поутихнут, тогда и будем строить. Мысль о том, чтобы протянуть трамвайную ветку, которая бы устроила жителей, чиновников, видимо, не посещала. Вместе с тем интернет пестрит различными предложениями решения этой проблемы. Конечно, народные проекты далеки от идеала, и, возможно, не учитывают подземных коммуникаций, которые часто являются препятствием строительства. Но зачем напрягаться и изучать общественное мнение? Лучше выждать. Однако срок строительства оттягивается чиновниками и по другой причине. В прошлом году президент России подписал разработанный правительством Федеральный закон о совершенствовании процедуры публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности (Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 455-ФЗ). Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 23 марта 2017 года № 524-р. Федеральный закон направлен на расширение возможностей участия граждан в принятии решений органами исполнительной власти в области градостроительной деятельности. В частности, определены вопросы, по которым проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, процедура проведения общественных обсуждений. Уточнены особенности организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, круг участвующих в них лиц, их права и обязанности. Установлены также особенности проведения общественных обсуждений и публичных слушаний в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Согласно Федеральному закону нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, нормативные правовые акты Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, необходимые для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний, подлежат принятию не позднее 1 июля 2018 года, т. е. практически уже сегодня. Однако…

Однако и сами публичные слушания, и процедура, которая на них установлена, носит для властей лишь рекомендательный характер. Этот как в пословице: «Васька слушает, да ест»…

Замглавы Комитета по контролю и регламенту Государственной думы РФ Наталья Костенко заметила:

«… органы власти на местах должны понимать, что если они не наладят каналов связи с гражданами и не будут реально учитывать их мнение, то какую бы форму они ни выбрали для проведения слушаний, недовольство выплеснется на улицу, и никакой Интернет их от этого не защитит. Эти риски должны просчитываться при реализации закона».

Но люди на публичных слушаниях заявляли совсем другое.

А теперь вопрос: кто присутствовал на этих слушаниях? Конечно, на слушания приходят заинтересованные в проекте лица. На них присутствовали те, кого затрагивают интересы этой стройки. Но это же не все бирюлёвцы, которых на сегодняшний день более 90 тысяч, и многие из них годами ездят на работу, пользуясь общественным транспортом и тратя на это всё своё личное время.

Возле метро «Пражская».

Возле метро «Пражская».

Конечно, слушания никто отменять не вправе. Но городские власти, в том числе и местная, должны проводить разъяснительную работу, для чего нужен трамвай и где он пройдёт. И эта работа с населением должна проходить до начала публичных слушаний.

Никто не противопоставляет слушаниям и народные референдумы, которые являются ещё одним предусмотренным, но неиспользуемым инструментом городского самоуправления. И слушания, и референдумы полезны и решают свою задачу. Так что проблема не совсем в жителях. Единственный способ повлиять на ситуацию — создать достаточный общественный резонанс, который вынудит власти принять грамотное решение.

Но политика властей столицы, похоже, иная: «погасить» ситуацию, отодвинув проект на неопределённый срок. Страсти утихают, решение просто «забывается» (игнорируется самой властью, которая его приняла). Но проблема-то не исчезает!

Так что случай со строительством трамвая в Бирюлёво — типичная картина, когда власти не хотят проявлять инициативу и попросту уходят от неё.

Всё это приводит к тому, что проведение публичных слушаний начинают игнорировать сами жители, ради которых они и должны проводиться, так как жители уже не видят смысла принимать участие в этих мероприятиях, по итогам которых их мнение не учитывается. В результате происходит разрыв коммуникации «общество — власть» на одном из жизненно важных направлений.

Всё это так, однако…

«Идёт проектирование трамвайной линии с участками скоростного движения от станции метро „Пражская“ в район Бирюлёво Западное и северную часть района Бирюлёво Восточное. В этом году мы завершим проектные работы, после чего приступим к строительству этого объекта. А в 2018 году мы этот объект планируем сдать», — в интервью телеканалу «Москва 24» рассказал руководитель Департамента строительства города Москвы Андрей Бочкарёв.

Это заявление было сделано в прошлом году.

городской транспорт

А вот и новое сообщение Дептранса: «На новой трамвайной линии будет расположено девять остановок. Строительные работы планируется провести с 2018 по 2020 год».

А воз и ныне остаётся на месте, вернее, трамвай, к которому рельсы так и не протянули.

Между тем обеспечение транспортной доступности для жителей Южного округа стало одним из наиболее обсуждаемых вопросов во время встречи мэра Сергея Собянина с горожанами в Бирюлёве Западном, которая состоялась недавно, 16 мая. Тогда мэр сообщил, что за последние годы ситуация с новыми дорогами в ЮАО значительно улучшилась.

«Проектов у нас много, и ни одну программу мы не останавливаем», — подытожил Сергей Собянин. — «Не верьте никаким рассказам, что у нас все плохо, все рушится, нас окружили со всех сторон, и Москва загнется. Ничего мы не загнемся. Никакие санкции нам не страшны. Будем дальше развиваться по всем направлениям: и образование, и здравоохранение, и транспорт, и культура, и спорт, и социальная защита… Бирюлёво Западное, например, в транспортном плане раньше было заперто со всех сторон: на МКАД выезда не было, на Липецкую — тоже, и на Варшавку — так себе. То есть это был такой анклав, со всех сторон окруженный железной дорогой, и с транспортной доступностью, конечно, здесь было тяжело. Но мы решили реконструировать все крупные развязки на МКАДе, все вылетные магистрали — в том числе Варшавку и Каширку. Всего каждый год мы строим около 100 километров новых дорог строим с развязками, тоннелями и так далее», — заметил он.

Но все вышеперечисленные факты никак не отражаются на дорожной ситуации в Бирюлёве и не решают транспортную проблему его жителей. Вместе с тем пути её решения существуют. Это не только строительство скоростного трамвая, но и развитие железнодорожной сети, строительство метро, которое, возможно, здесь было бы намного актуальнее, чем трамвай. Однако власти города упоминают Бирюлёво лишь в отдалённых планах развития метрополитена Москвы, а РЖД не упоминают и вовсе. Ну, а с трамваем всё опять непонятно: на дворе середина года. Побывав на месте, начала этой стройки, которая корнями уходит в прошлый век, я так и не обнаружила…

Надежда Алексеенко, фото автора

Комментарии

Есть мнение? Добавьте комментарий:

наверх
наверх