«Мы всегда открыты к диалогу»

26.12.2017 в 09:13
Поделитесь новостью:
6487
0
Версия для печати

На носу Новый год, а значит, время подводить итоги работы, в том числе по должникам за жилищно-коммунальные услуги. Как управляющие компании борются с должниками, какие меры применяют и с какими результатами подошли к концу 2017 года. Эти вопросы волнуют любого управленца в сфере ЖКХ. В качестве примера мы взяли МУП «Управляющая компания ЖКХ» Ленинского района. Напомним, что эта организация долгое время пребывала в сложном положении, в том числе по вопросу сборов оплаты за ЖКУ. Но чуть более года назад на предприятии сменился весь состав управленцев. На момент прихода общая кредиторская задолженность предприятия достигла 500 миллионов рублей. В то же время МУП управляет 574 домами в Видном и нескольких поселках Ленинского района. Какие меры помогли сдвинуть с мертвой точки груз накопившихся долгов? Об этом мы поговорили с начальником отдела правового обеспечения МУП «Управляющая компания ЖКХ» Ленинского района Валерией Синатуловой.

Заканчивается 2017 год. Удалось ли выстроить конструктивные отношения с собственниками домов, и каков результат?

Да мы стали активнее работать с советами домов и с председателями советов домов. Результат этого выражается, прежде всего, в динамике погашения долгов за жилищно-коммунальные услуги со стороны собственников. Мы хотим сказать огромное спасибо активу нашего жилого фонда за то, что они помогают нам работать с должниками. Мы им даем списки должников по дому, там указаны суммы долга. И они, несмотря на свою занятость, ходят по квартирам и ведут беседы с должниками. Они объясняют своим соседям, что задолженность — это не только их личная проблема. От этого зависит содержание и текущий ремонт здания. Если накопить огромные долги, то управляющая организация в итоге вынуждена будет экономить на содержании дома. Чудес не бывает, на дом тратятся те деньги, которые люди платят управляющей компании.

Вообще хочу сказать, что, как ни странно, самые ответственные жители — это пенсионеры. Несмотря на то, что у них небольшие пенсии, много расходов на лечение и помощь детям и внукам, тем не менее, именно они никогда не задерживают с оплатой квитанций. Поэтому мы им премного благодарны. Они основа благополучия жилого фонда.

 

Тогда какие категории должников можно выделить?

Важно подчеркнуть, что нельзя всех ровнять под одну гребенку. Есть те, у кого не получается вовремя заплатить. У них задолженность минимальная и может составлять 3–4 месяца. Это те люди, которые либо уехали в отпуск, либо им срочно понадобились деньги для каких-то других целей. Или, например, человек потерял работу, а у него дети платно учатся в колледже или вузе. На эту категорию должников хорошо действует мера — начисление пени. То есть, видимо, люди и так хотели заплатить, но не смогли вовремя, а, увидев, что им придется заплатить еще и лишние деньги, они решили поторопиться. Видимо, для них ценна каждая копейка. Как говорится, копейка рубль бережет. Хочу сказать, что государство дало возможность применять такую меру еще давно, но мы стали включать в единый платежный документ только с 1 октября этого года.

Далее идет категория должников, у которых задолженность составляет уже более полугода. Это, видимо, те люди, которые не смогли вовремя заплатить, а потом решили, что еще можно потянуть. Их угроза заплатить пени не испугала. Зато подействовала мера отключения коммунальных услуг. Поняв, к каким сложностям в быту приведет эта мера, они все-таки нашли средства и заплатили.

Есть еще те люди, у которых сумма долга — от года и более. Как правило, такие люди приходят, говорят, что они готовы заплатить, но сейчас всю сумму не могут. С такими мы заключаем соглашение о рассрочке при условии, что 30% от суммы задолженности будет оплачено сразу. Мы предоставляем им рассрочку до года. При этом, если гражданин просит не подавать на него в суд и не ограничивать услуги, то мы идем на эти условия в случае, если он соблюдает условия договора рассрочки. Я хочу подчеркнуть, что мы все понимаем, у разных людей бывают разные жизненные ситуации. И мы всегда открыты к диалогу. Но, тем не менее, заплатить все равно нужно.

 

Но в каждом доме найдутся еще и злостные неплательщики, так ведь?

Действительно, это категория хронических должников. Это люди с долгами от двух-трех лет и более. Это особая категория, с которой сложнее всего работать. В нее входят разные люди по своему статусу, начиная от малоимущих и заканчивая принципиальными неплательщиками. Подчеркну, что пенсионеров среди них практически не встречается. Нередко там молодые тунеядцы, люди непонятного образа жизни. Видимо, они долго жили с родителями, те платили за ЖКУ, а у них в итоге даже привычки такой не сложилось. Теперь они живут одни, и думают, что чистый подъезд, вода, свет, тепло — это все собой разумеющиеся вещи и можно не платить. Наша задача — внушить им то, что это не так. Кто-то не живет в квартирах по долгу. Может быть, он сдает, но никто не арендует. А они тем временем не платят за пустующую жилплощадь. По таким людям у нас есть и судебные решения, но на них это все равно не действует. Они как не платили, так и не платят. Какой-то особой меры для таких собственников законодательство не предусматривает. Они не платят — и все. По нашему жилому фонду хронические должники составляют примерно процентов десять.

 

Есть ли случаи, когда удавалось о чем-то договориться с хроническими должниками? Может часть долга простить в случае, если он другую все-таки выплатит?

Мы никому не прощаем долги, потому что мы не вправе этого сделать, их жители платят по закону, а не по желанию УК. Поэтому — нет, мы никому ничего не будем прощать. Но договориться всегда можно. Много раз были случаи, когда жители с большим долгом приходили и мы находили решение. Некоторое время назад, когда мы раздали предупреждения об ограничении водоотведения, пришел должник, у которого сумма долга была свыше 300 тысяч рублей. Но он добровольно совершил сделку по обмену квартиры. Соответственно взял себе квартиру меньшей площади, и новый покупатель оплатил за него эту задолженность. Правда, он пытался попросить и льготы, и отсрочку, и рассрочку. Но мы отказали, в итоге он заплатил.

 

Давайте четко перечислим, какие меры борьбы с должниками есть сегодня в вашей компании. Насколько они эффективны?

Первое — это в платежных документах печатаем предупреждения должникам. Это касается тех, у кого имеется задолженность от трех месяцев. Второе — это ограничение коммунальных услуг. Речь идет о водоотведении. Мы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 выдаем предупреждения о погашении задолженности в 20-ти дневный срок. В случае, если задолженность остается не погашенной, то в квартире должника устанавливается заглушка на канализацию. Этот метод показывает себя, как очень эффективный. Где-то 50% людей оплачивают задолженность уже на первом этапе. Третья мера — это обращение в мировые суды, готовим заявления о выдаче судебных приказов. Сейчас данные заявления можно подавать в мировые суды при долге до 500 тысяч рублей. Раньше это можно было делать только с помощью исковых заявлений. Так как у нас жилой фонд большой, то все долги большие. Данные законодательные изменение сократили сроки взыскания задолженности. Есть еще одна мера, четвертая. С 1 октября этого года наша компания производит начисление пени за просрочку. Данная мера стимулирует жителей оплачивать ЖКУ своевременно. Так, например, в 2017 году подано заявлений о выдаче судебных приказов в мировые суды более 1000, на общую сумму  84 500 000 руб.

Всем этим занимается ваш отдел или вы привлекаете дополнительных людей?

Мы делаем все сами, за исключением случаев, когда мы отключаем коммунальные услуги. Для этого мы привлекаем дополнительные силы в соответствии с законодательством. Эти люди сами разносят предупреждения и проводят ограничение.

 

А почему вы решили применять пени несколько месяцев назад? Ведь государство дало такую возможность с 2016 года.

Раньше можно было начислять пени по ставке рефинансирования 1/300 с первого месяца образования долга. Теперь в первый месяц пеня не начисляется, со второго пени идут в размере 1/300. Этот период длится с 31 по 90 день. С 91 дня пени начисляются по ставке 1/130. То есть с прошлого года размер пени увеличились в два раза. Но мы этот метод не применяли до последнего, пока долги уже не превысили критический уровень. То есть, как видите, мы не настроены действовать всегда жестко. Но всему есть предел.

 

Как вы относитесь к мере по отъему жилой площади у хронических должников? Такой меры пока нет, но в Госдуме давно об этом разговоры ходят.

Отобрать единственное жилье у человека будет крайне проблематично. Думаю, что законодатели ограничатся наложением ареста на имущество, дабы должник не смог с ней совершить сделки. Но учитывая рыночную и кадастровую стоимость квартиры, сумма задолженности должна быть достаточно большой. Мы понимаем, что долг в 200 тысяч за услуги ЖКХ — это большая сумма. Но это не стоимость квартиры, пусть даже самой маленькой и в не престижном доме. Поэтому за такой долг вряд ли можно выселить из квартиры. И потом, человека все равно нельзя просто так выкинуть на улицу, его нужно будет куда-то переселить. А для этого у района должен быть маневренный фонд.

Есть еще мера по ограничению выезда за границу. Она может подействовать на хронических должников?

Если речь идет о задолженностях более трех лет, то, я думаю, что такие люди в принципе никуда не ездят. Но данная мера накладывается уже не нами, а судебными приставами, когда уже возбуждено исполнительное производство в отношении должника. И только уже судебные приставы имеют право наложить либо арест на имущество, либо запрет на выезд заграницу, либо описание имущества. И такие примеры есть. Мы выходили по некоторым адресам вместе с приставами, вместе описывали имущество.

 

Что бы вы хотели пожелать жителям ваших домов в канун Нового года?

Желаю всем приятно провести новогодние дни, встретить 2018 год в уютной атмосфере с близкими и важными для них людьми. Пусть в новом году вам сопутствует удача, откроются новые источники доходов. Мы со своей стороны обещаем отличное обслуживание, своевременное и качественное выполнение работ. Но давайте не забывать, что есть новогодние сказки, а есть реальная жизнь. В ней чудес не бывает. А потому состояние дома — это наша с вами ответственность. В эту ответственность входит и своевременная плата за жилищно-коммунальные услуги!

Беседовал Евгений Сеньшин

Комментарии

Есть мнение? Добавьте комментарий:

наверх
наверх