В рейтинге обслуживающих организаций на сайте «Реформа ЖКХ» у компании «УК Креатив» из Солнечногорского района стоит пять звезд из пяти. Подобный показатель редок даже среди компаний федерального уровня, а уж среди региональных коммунальщиков это вообще практически исчезающий вид. Так что нас заинтересовала данная организация, захотелось выяснить в чем секреты ее успеха. Мы приехали в офис, познакомились с руководством, инженерами, мастерами и обслуживающим персоналом. Обошли жилой фонд. Но главное — пообщались с генеральным директором компании Анной Винокуровой.
Наша цель — создания комфортных и удобных условий для проживания граждан в домах, находящихся под нашим управлением. Наш девиз: «Дом — это изобретение, которое нужно улучшать». Наша компания — это сплоченная команда опытных и энергичных специалистов, чья работа направлена в первую очередь на инновационное развитие отрасли ЖКХ. Речь идет прежде всего о внедрении ресурсосберегающих программ. Если говорить о наших преимуществах, то я полагаю, то мы используем новые виды материалов, мы финансово и юридически прозрачны. Одним словом, у нас доброжелательное отношение к жителям.
Я уверена, что сотрудничать с собственниками нужно в течение всего периода действия договора управления, а не только на стадии подготовки к годовому общему собранию. И это необходимо прежде всего жителям. Они заинтересованы в том, чтобы сохранить в хорошем состоянии свой дом и эффективно расходовать свои деньги. А управляющая организация — в том, чтобы иметь заказ на свои услуги и такую плату по договору управления, которая бы удовлетворяла запросы своих клиентов и приносила бы прибыль.
Прежде всего через информационные листки и отчеты мы сообщаем собственникам о своей деятельности в доме. Например, о выполнении планов работ и ремонтов, собираемости платежей и так далее. Помимо этого, мы регулярно организуем встречи с представителями собственников для обсуждения текущих вопросов управления домом и результатов выполнения плана работ и ремонтов по итогам квартала или месяца.
Нередко привлекаем собственников к участию в мероприятиях, проводимых в доме, например, субботниках, работах по озеленению территории, обустройству детской площадки и так далее. Случается, что проводим опросы или анкетирование с целью выявления мнений собственников по различным вопросам. А также работаем с отдельными лицами, например, с должниками.
Положительным результатом этого взаимодействия, по моему убеждению, является повышение активности и вовлеченности собственников в процесс управления домом, снижение суммы задолженности по платежам собственников, улучшение внешнего вида подъездов, чистота придомовой территории.
Там, где советы домов работают реально, взаимодействуя с управляющей организацией, все идет очень хорошо. От активности председателей советов во многом зависит состояние домов и дворов. Председатели советов — это люди, готовые воспринимать интересы соседей как свои личные, быть в курсе всего происходящего в доме. А при необходимости быть способными взять на себя ответственность за принятие кардинальных решений.
По сути, никто не мешает и сегодня собственнику квартиры передать свое право голоса на собрании собственников жилья соседу. Это делается по доверенности. Действующий механизм намного проще. Ведь в предложенном законопроектом порядке потребуется провести дополнительные собрания жильцов для выбора делегатов.
К тому же новый порядок намного больше предрасположен к коррупции, решения принимаются меньшим количеством людей, а значит с ними проще «договориться». И у тех, кто отдал свой голос делегату, нет способов проконтролировать, правильно ли тот проголосовал. Я считаю, что лучше нужно внедрять электронное голосование, чем эту сомнительную схему.
Наша компания стремится к высоким этическим стандартам и открытости. Мы не скрываем информацию об оказываемых услугах, производимых работах, устанавливаемых для предприятия тарифах. На предприятии ведется строгий контроль документирования операций хозяйственной деятельности и финансовой отчетности предприятием. Это необходимо, чтобы предупреждать нарушения: неофициальная отчетность, поддельные документы, записи несуществующих расходов, отсутствие первичных учетных документов, исправления в документах и отчетности, уничтожение документов и отчетности ранее установленного срока. Все финансовые операции аккуратно, правильно и с достаточным уровнем детализации отражены в бухгалтерском учете, задокументированы и доступны для проверки. Искажение или фальсификация бухгалтерской отчетности предприятия строго запрещены и расцениваются как мошенничество.
Когда мы только приступили к обслуживанию домов, то ремонтом там и не пахло, территория была не благоустроена, все было заброшено. Наша компания сделала ремонт в подъездах, утеплила межпанельные швы, благоустроила придомовую территорию. Чтобы не быть голословной, результаты нашей работы можно посмотреть на примере домов в деревне Новая, микрорайон Рекинцо.
Программа «Мой подъезд» — это кардинальное изменение подходов к ЖКХ. Жителям дана возможность на практике менять окружающую действительность: собраться, обсудить и выбрать дизайн подъезда, выстроить отношения с управляющей компанией. Даже один такой цикл изменит жизнь к лучшему во многих аспектах. По данной программе на нашем жилом фонде уже было отремонтировано 32 подъезда в 2017 году.
Стены выровнены и покрашены, установлены новые почтовые ящики, покрашены перила и потолки, установлен откидной пандус. Жители довольны качеством ремонта. Если сравнивать подъезды до и после работы — разница существенная.
Думается, теперь дело за жителями: дорожить тем, что отремонтировано, следить, чтобы дети не портили «наскальной живописью» стены, а взрослые не бросали мусор. Сохранять чистоту и порядок в подъезде — наша общая задача. Ведь средства на последующий ремонт придется снова доставать из общего финансового «котла» дома. Не лучше ли пустить накопленные деньги на другие нужды?
Я думаю, что это никак не сработает, так же, как не сработала, например, скидка на оплату административных штрафов. Напомню, что теперь, если ты оплачиваешь штрафы в первые две недели, то платишь всего половину суммы. Но практика показала, что те, кто ответственный, и так платит. А те, кто по каким-то причинам не хотят или не могут платить, они и так не платят. Им хоть давай скидку, хоть нет.
Также напомню, что с 1 января прошлого года в ЖКХ была введена новая норма, когда за первый месяц просрочки житель не платит пени, зато со второго месяца он платит уже по повышенному тарифу. И эта мера никак особо не помогла. Проблемные жители: асоциальные элементы, алкоголики, малоимущие граждане — как не платили, так и не платят. А если прямые договоры еще будут идти отдельно от платы за содержание жилья, то есть схема оплаты усложнится, то, наоборот, еще меньше станут платить. Хотя в целом прямые договоры — это необходимый ход. Он повлияет не на жителей, а на недобросовестные управляющие компании. Они уже не смогут мошенничать с деньгами ресурсников.
Подавляющее большинство граждан не довольно качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и считают. Одна из причин — изношенность жилищных фондов и недостаток мощностей. Старые коммуникации — водопровод, канализация, газопровод, электросети — работают неэффективно, с большими энергопотерями, которые оплачивают потребители. В некоторых регионах качество поставляемых услуг не соответствует установленным стандартам Например, несоответствующие физические и химические характеристики воды. Растущие потребности жителей в энергоносителях превосходят заложенный потенциал мощности сетей. Большая нагрузка приводит к сбоям в процессе эксплуатации и отключениям.
Далее нужно сказать про износ жилищных фондов. На 2017 год по данным правительства РФ более 800 тысяч человек проживают в аварийном жилье, подвергая свои жизни опасности. Страшные данные. Действующие программы расселения из ветхого и аварийного жилья не способны справиться с проблемой: износ существующего жилья происходит быстрее, чем строиться новое.
Я лишь перечислю некоторые подходы. Например, нужно пересмотреть систему тарифообразования, нужно сделать ее максимально простой и ориентированной на население. Далее, необходимо ввести правовую ответственность за недобросовестную деятельность организаций ЖКХ, участие в коррупционных схемах, создания фиктивных ТСЖ и так далее.
Необходимо полное обновление систем коммуникаций. Для снижения энергопотерь необходимо установить систему энергосбережения в многоквартирных домах и усовершенствовать приборы учёта. Что касается аварийного жилья, то необходимо строительство новых домов для расселения ветхого и аварийного жилья. В регионах, где государственного финансирования недостаточно, возможно предоставление субсидий, пособий или льгот для граждан, чье жильё признано аварийным, дабы они могли взять жилье в аренду. Этим, конечно, комплекс мер не исчерпывается. Но если даже довести эти меры до конца, то это уже будет существенный прорыв.