«Надо начать с инвентаризации жилищных законов». Первый квартал министра Владимира Якушева

20.08.2018 в 09:01
Поделитесь новостью:
31225
0
Версия для печати
Фото: cian.ru

Прошел квартал с того момента, как министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства возглавил бывший губернатор Тюменской области Владимир Якушев. Первые шаги и заявления на министерском посту мы попросили оценить члена комитетов ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ и экономики недвижимости Юрия Павленкова.

Юрий Викторович, как бы вы оценили начало работы Владимира Якушева в должности министра строительства и ЖКХ. Какие впечатления у вас вызывают его заявления и решения?

Он завершил то, что было начато предыдущим министром Михаилом Менем. Он уже успел отчитаться перед президентом по проблемам дольщиков, по проектному финансированию. Правда, здесь его начинаний не было вообще.

Только сейчас осторожно, спустя пару месяцев, он начал затрагивать проблематику ЖКХ. Здесь, конечно, каких-то принципиальных шагов пока не инициировано. Оценивать его представления о ЖКХ можно только по некоторым его комментариям. Причем инициированы они не самим министерством, а некоторыми сторонними участниками. Во-первых, повышение тарифов ЖКХ в связи с НДС. Во-вторых, проект «городская среда», который начинал еще Михаил Мень и его заместитель Андрей Чибис.

 

Хотелось бы подробнее. Напомню, что Владимир Якушев заявил следующее: «Граждане у нас защищены [ограничением] роста платы, поэтому если даже это [повышение НДС] отразится на тарифах, то граждан зря беспокоить не нужно». Он подчеркнул, что плата населения за услуги ЖКХ ограничена «вне зависимости от тарифа». Фраза, к слову сказать, не очень понятная. Видимо, министр хотел сказать, что роста тарифов на ЖКХ не будет, независимо от НДС. Что вы думаете на этот счет?

С моей точки зрения это было несколько преждевременной попыткой вмешательства в сложную сферу тарифного регулирования. И вообще не его это компетенция, несмотря на то, что он является главой Минстроя. В первую очередь это компетенция ФАС в лице господина Артемьева. Во вторую — Минэкономразвития, поскольку сами по себе тарифы тесно взаимоувязаны с огромным ворохом проблем, в том числе с компенсациями гражданам и предприятиям, далее, с налоговыми вычетами и взаимозачетами, и они составляют колоссальный объем средств.

Думаю, что это произошло не без влияния замминистра Андрея Чибиса, поскольку ЖКХ — это полностью его вопрос. Без его рекомендации и аргументации Якушев бы не решился комментировать данный вопрос. И тут я считаю, что в какой-то степени Андрей Чибис подставил своего патрона. Не должен он этого пока делать. Тем более, пока вообще непонятно, как отразятся эти 2% повышения НДС в структуре производства коммунальных ресурсов и на деятельности ресурсоснабжающих организаций. Эта деятельность крайне непрозрачная, в нее боятся лезть даже ФАС и Минэкономразвития. Но вдруг Владимир Владимирович, только-только заступив на пост, взялся эту тему комментировать. И этим взял на себя необоснованные ответственность и риск. Мне даже его в этом смысле немножко жаль. Но, думаю, это из-за неопытности. Эта тема создаст ненужные телодвижения вокруг его усилий как министра строительства и ЖКХ.

Я бы на месте Владимира Владимировича вообще бы два месяца к микрофону не подходил бы. За это его ни президент, ни общество не покарают. А вот за то, что он начинает пытаться бежать впереди паровоза и комментировать в общем-то непроработанные вопросы, может быть «ай-яй-яй». Я это говорю не со злобой. Надо неторопливо начать с инвентаризации всего того, чтобы было сделано за предыдущие пять лет.

 

Андрей Чибис инициировал проект «Городская среда». По всей видимости, он достанется в наследие Якушеву. Что с ним ему делать?

Чибис планировал проект «Городская среда» под избирательную кампанию президента. И только теперь в регионах начинается ее внятное осмысление, причем тогда, когда программы «Городской среды» начинают синхронизировать с планами инфраструктурного развития регионов и муниципальных образований. Вначале, когда Чибис начинал стимулировать и даже агрессивно давить на регионы, чтобы они реализовывали эту программу, то регионы, понимая, что они попадают в эту ловушку, наделали много ошибок. Кампанейщина, «давай-давай быстрее» — все это всегда вызывает некоторые издержки реализации.

Такое давление со стороны Чибиса еще больше подорвало возможности муниципалитетов. Программы оказались не синхронизированы с программами сетевых компаний по обновлению коммуникаций. Они также не были синхронизированы с капитальными ремонтами. Но ведь логично переходить от объектного способа обновления инфраструктуры и жилищного фонда к квартальному. То есть когда сначала в квартале сетевое хозяйство сделало свое дело, затем были сделаны капремонты, а уже потом пришла чибисовская «Городская среда» и завершила весь этот комплексный апгрейд квартала. И это должно было лечь в план развития территорий. Если бы эту программу сразу вдумчиво подносили, то именно так она и выглядела бы.

 

А что будет с самим Андреем Чибисом?

Чибис в сентябре уходит. Это связано не с Якушевым, а с непосредственными протеже Андрея Владимировича, которые его курировали. Если бы их не было, то, вы сами понимаете, кто бы ему позволил так откровенно изгаляться над системой ЖКХ. Поэтому они его не бросили. Просто ему эти три месяца искали адекватное место. И вот нашли.

В начале августа прошла встреча Владимира Якушева с руководством Торгово-промышленной палаты. Одно из предложений, которое там обсуждалось, это создание при министерстве Научно-технического совета. Предлагается в его рамках обсуждать концепции и проекты основных документов, по вопросам жилищного и коммунального управления.

Я вам скажу честно. Наш комитет по предпринимательству в сфере ЖКХ уже направили Якушеву свои предложения. Мы заявили свою готовность принять участие в инвентаризации нормативно-правовых актов вообще всего жилищного законодательства. Там давно необходимо навести порядок. Кстати, об этом говорил еще в 2013 году на Госсовете у Путина Игорь Слюняев, будучи министром регионального развития. Он заявил о 3,5 тысячах нормативно-правовых актов, которые невозможно реализовать в принципе, не создав конфликтных ситуаций.

Вот именно с этого и следовало бы начинать изменения в ЖКХ. Но именно в этом вопросе Владимир Владимирович как раз пока не готов делать каких-то шагов. Но ему это все равно придется делать, вне зависимости от его желания. Потому что тот величественный план, который поставил перед ним президент, а именно построить 124 млн кв. м. жилья к 2024 году, нереализуем, если не изменить принципиальную канву в реализации жилищной политики. Жилищный кодекс — это самый вредоносный нормативно-правовой акт, который вносит чехарду в жилищные отношения.

 

Тогда последний вопрос. Что вы можете сказать о кадровой политике Владимира Якушева?

Хороший вопрос. Первая часть изменений, которые должен провести Владимир Владимирович, заключается в институциональных шагах, а вторая в том, кто это все будет менять. Я уверен, что роль Минстроя сводится к умной координации всех усилий участников рынка. Поэтому при подборе кадров в новый состав министерства должны быть важны не столько фамилии, сколько интеграция специалиста в профессиональные жилищные и другие объединения и структуры.

И здесь я хочу обратить внимание на один момент. Я знаю, что Владимир Владимирович уже выписывает помощников из Тюмени. Это не очень правильный подход, не потому что они не талантливые или еще что-то. Проблема связана с тем, что у этих назначенцев уйдет большое количество времени на их адаптацию в систему ЖКХ. Чтобы разбираться в ней, должно быть представление об институциональных участниках. Что я имею в виду. Это и саморегулируемые организации, это и строительные компании, это и ремонтно-строительная ниша, это вся тарифная сфера. С ними должно быть организовано фундаментальное взаимодействие, чтобы человек не поддался на искушение занять позицию одного из этих учреждений.

Кром того, я хочу подчеркнуть, что сфера ЖКХ не может быть под одним человеком, как это было в случае с Чибисом. Здесь должен быть орган, который бы смог объединить усилия предпринимателей, жилищных объединений и экспертного сообщества. Нужно сюда включать и комитет по энергетике, и имущественные структуры. Поэтому, когда мы затрагиваем вопрос кадровой политики, то я бы говорил не о личностях, а об органе. И вот тут важно не совершать ошибок. Но если упаковать министерство региональными помощниками, которым Якушев доверяет, и это будет главным критерием отбора, то это будет ошибочным решением. Вот поэтому-то и нужен экспертный совет при Минстрое.

Беседовал Евгений Сеньшин

Комментарии

Есть мнение? Добавьте комментарий:

наверх
наверх