В начале июня в Москве стартовала избирательная кампания по выборам главы столицы. Выборы состоятся 9 сентября. В связи с этим мы бы хотели провести серию интервью с московскими жилищными активистами и экспертами на тему, что было сделано действующим мэром столицы Сергеем Собяниным в сфере ЖКХ и благоустройства. К тому же Сергей Собянин занял первую строчку в рейтинге глав регионов в сфере жилищно-коммунального хозяйства за апрель 2018 года. В данном случае наш собеседник — Мила Серова. Она секретарь совета дома в Головинском районе. А также координатор гражданской акции «Не будь насосом, не качай на транзитные счета жуликам». Чем её не устраивают перемены в ЖКХ Москвы, пришедшие вместе с Сергеем Семёновичем?
Я не вижу никаких улучшений. В последнее время мы можем слышать много разговоров про «умный город», про то, что идёт информатизация сферы ЖКХ в Москве, жители могут написать, пожаловаться в различные сервисы, такие, как «Активный гражданин». Но давайте посмотрим, что за всем этим скрывается.
Главное, что возмущает меня и множество других москвичей, — это анонимная платёжка за жилищно-коммунальные услуги. В ней не указаны ни получатели платежей, ни их расчётные счета. Какой должна быть платёжка, определяет не правительство Москвы, не ГБУ «Жилищник», не МФЦ, а федеральное законодательство. То есть в данном случае происходит нарушение 354-го постановления правительства РФ, в котором определены правила предоставления коммунальных услуг. А также и 924-й приказ Минстроя о том, какая должна быть платёжка. Там прямо сказано, что должны быть указаны расчётные счета, наименования получателя денежных средств, должны быть все его реквизиты. А в платёжках указан транзитный счёт банка ВТБ. Это нарушение закона о национальной платёжной системе. И опять же никто не понимает, причём тут банк ВТБ? С каждой платёжки он получает 1%. А взамен он что-то выплачивает правительству Москвы? Или он присутствует в этой схеме из-за большой любви правительства Москвы к данному банку? Это абсолютно непрозрачная схема, которая окутала всю Москву. Почему вся страна живёт по закону, а одна Москва по понятиям? Все платят на расчётные счета, а Москва платит на транзитные счета.
Единый платёжный документ формирует для москвичей ГБУ МФЦ Москвы по постановлению правительства города. Ни у одной управляющей организации Москвы нет договора поставки газа, то есть это 100% неучтёнка. В платёжке выставляются и дополнительные услуги некоммунального характера: антенна, запирающее устройство, радио, домофон. Платежи за эти услуги тоже, соответственно, идут на транзитные счета банка. У управляющих организаций нет договоров на оказание этих услуг. То есть тоже 100% неучтёнка. Я считаю, что созданы широкие возможности для коррупционных схем. Причём управляющие организации наотрез отказываются заключать договор поставки газа. Куда и на что идут миллиарды с транзитных счетов, неизвестно.
Да, по всей Москве идут суды насчёт платёжек. Более того, эта система с транзитными счетами в платёжках позволяет рисовать любые долги. Вот, например, ситуация. Сейчас она решается в Дорогомиловском районном суде. Человек исправно платил. А «Жилищник» нарисовал ему несуществующие долги в 70 тысяч рублей и подал на него иск. Правда, мы с большим трудом протолкнули встречный иск, и судья удовлетворила наши требования, и все платежи на расчётный счёт были учтены на финансовом лицевом счете. Но что это, как не вымогательство? Я не знаю, что это: приказ сверху или самоуправство на местах. Но так действуют районные «жилищники»: рисуют долги, подают в суд, отрубают электричество или канализацию и таким образом понуждают дарить деньги банку ВТБ. И не везде судьи встают на сторону жителей.
Наши жалобы полностью игнорируются, на них никто не обращает внимания. Вот, например, они создали для Москвы единую диспетчерскую. Это на самом деле профанация жилищно-коммунальных услуг. Например, перед 9 мая у нас в холле потухли лампочки. Причём они регулярно тухнут. У нас в подъезде живут два ветерана: один слепой, другой тоже инвалид. Сами понимаете, как им трудно ориентироваться в тёмном подъезде. Я звоню в диспетчерскую, а мне на том конце провода отвечают: мы не можем прислать вам электрика, потому что у нас нет лампочек. Я звонила три дня. Пришлось мне пожаловаться на абсолютно все сайты, которые у нас есть для жалоб, в том числе и вот этот «Активный гражданин». Даже пришлось написать муниципальным депутатам, хорошо у меня были их электронные почты. Спрашивается, зачем всё это нужно, если оно в реальности не работает? На самом деле эта единая диспетчерская неудобная, она породила тотальную безответственность: диспетчер заявки принимает, ничего не делается, но она заявки приняла, отчиталась. Работа как бы идёт. А такие сервисы, как «Активный гражданин», не компенсируют эту безответственность. Это просто выпуск пара.
Это некий «монстр», который одновременно занимается и благоустройством города, и обслуживанием государственных учреждений, в том числе детских садов, школ, больниц и так далее. И ещё сбоку у него есть функция по обслуживанию многоквартирных домов. Причём, если вы посмотрите в устав данной организации, то увидите, что это не основная функция. Другая проблема — это то, что на каждый район действует один «Жилищник», а ты у него в крепостных. Ладно бы, если б они создали несколько таких «жилищников» на район, чтобы была конкуренция и выбор у жителей. Ведь в Москве районы огромные! Но поскольку этого нет, то ГБУ полностью игнорирует наши запросы и жалобы. И мы никуда не можем деться. А если бы в районе были ещё и частные управляющие компании, то для таких «жилищников» они были бы ориентиром. А так им всё равно, какой уровень сервиса. Зарплата сотрудников этой организации совершенно не зависит от того, как они работают. «Жилищник», как государственное бюджетное учреждение, получает зарплаты из Москвы. Тогда какая у него мотивация?
Правда, есть один плюс «Жилищника». Собственники дома, чтобы решить конфликт с частной компанией, должны идти в суд. В том случае, если не удалось разрешить конфликт в досудебной ситуации. А на «Жилищник», по крайней мере, в теории, можно давить через администрации районов. Во многих округах созданы конфликтные комиссии. Пишешь заявление на имя главы управы или района и просишь созвать конфликтную комиссию, чтобы разрешить спор. Но на практике это не везде работает. Такие комиссии действуют только в Северном, Восточном и ещё одном округе. И всё же это далеко не гарантия результата, с точки зрения интересов собственника. Ты приходишь на конфликтную комиссию и говоришь, например, что ГБУ «Жилищник» не предоставляет договор управления, скрывает свои расчётные счета и так далее. Например, я спрашиваю, у вас есть договор поставки газа, они отвечают — нет. Тогда на каком основании вы требуете деньги за газ? Они отвечают: мы не знаем. То есть это стопроцентная неучтёнка, куда вы деньги-то отправляете, может быть, сразу в оффшоры? Вот в таких вопросах конфликтная комиссия стоит на стороне «Жилищника».
То есть, выходит, что нам, как собственникам, не положено знать, что написано в договоре управления и кому принадлежат расчётные счета. Вы знаете, как я смогла узнать расчётный счёт, на который я перечисляю свои деньги за ЖКУ? Мне пришлось созывать комиссию муниципальных депутатов по защите прав потребителей. И уже от комиссии мы направили запрос в «Жилищник». И только после этого он предоставил учётную карточку со всеми своими реквизитами. Это же дикость! Ничего нельзя решить, если не раздуешь скандал до уровня депутатов. Иногда даже приходится обращаться к депутатам Госдумы!
И к вопросу цифровизации ещё добавлю: мы на самом деле не знаем, за что мы платим. Нет актуализированного перечня общего имущества: сколько у нас лестниц, из чего состоит инженерная инфраструктура в доме, показания счётчиков не выставляются, температуры тепла тоже. По идее, вся эта информация должна быть в открытом доступе на сайте «Жилищника». Но ничего нет. Вот это у них и называется цифровой экономикой, «умным городом» и так далее.
Это было когда-то, лет десять тому назад. Мы платили 50%, а 50 нам доплачивал город. Когда мы получали годовой отчёт от управляющей компании, мы видели, что столько-то ей поступило субсидий на содержание и текущий ремонт. А теперь эти субсидии убрали. Это даже видно по сумме в платёжке.
Да, нередко можно слышать от гостей столицы, что Москва изменилась до неузнаваемости, расширилась и так далее. Но мы спрашиваем у нынешней власти, а зачем вы так расширили тротуары и сузили проезжую часть? У нас что, маршами гуляют люди по Тверской? Колоннами по трое строятся и идут? Нет, этого нет. Я считаю, расширение тротуаров — это абсолютная глупость.
Или вот ещё «обновление». Взяли и перерыли всю Тверскую, уничтожили деревья, которые были, а вместо них привезли откуда-то из-за границы дорогие липы в кадках. Каждое дерево по 200–300 тысяч рублей. И что в итоге мы видим? Стоят голые веники. Они говорят, мы облагораживаем столицу. Но в чём здесь эстетика? Зачем нужно было уничтожать те деревья, которые выросли в климате Москвы и устойчивы к нему, непонятно. Далее, чтобы этот позор не сильно бил в глаза, они теперь придумали высаживать пластиковые сакуры. Я понимаю, что если приезжает в Москву человек из деревни Гадюкино, видит эти пластиковые сакуры, обвитые фонариками, то ему кажется, что это красиво. Но если ты живёшь в этом городе, то видишь, как изменился город в худшую сторону. Имя этим изменениям — Собянин и Бирюков, его замглавы по вопросам ЖКХ и благоустройства.
За те сроки, пока Собянин управляет Москвой, она так и не стала европейским городом. Мы видим пошлость и безвкусицу. Посмотрите, какой «Тадж-Махал» из лампочек соорудили перед Большим театром. Получилась какая-то дискотека. Иностранцы, которые приезжают в Москву, качают головами от увиденного, им просто смешно. Когда-то перед Большим театром был фонтан и яблочные сады, там были скамеечки. И на этой площади встречались ветераны, им было где отдохнуть и пообщаться.
И кое-что ещё к этому есть добавить. Сегодня мы видим, с какой проблемой столкнулось Подмосковье в плане мусора. Этот мусор отправляет им Москва. При этом столица — это самый богатый город России, сюда стекается большинство налогов со всей страны. Так неужели при таком поступлении налогов московские власти не смогли построить ни одного современного мусороперерабатывающего завода? Например, приезжайте в Австрию и посмотрите, как там решён этот вопрос. Там в центре города стоит красивое здание. Вы никогда не подумаете, что это мусороперерабатывающий завод. И никаких выбросов нет, стопроцентная экологическая чистота! Но, видимо, пластиковые сакуры и гирлянды важнее, чем решение мусорного вопроса.
Не думайте, что это только мое мнение. Зайдите на сайт igmos.ru, в ряде районов города созданы группы «Оборона Головино», «Оборона Аэропорт» и так далее. Сами названия говорят о том, что мы живём среди каких-то оккупантов. И что касается сферы ЖКХ, они создали такую систему безответственности и безнаказанности, что ты всю свою жизнь должен убить, чтобы судиться с «Жилищником», с МФЦ, ещё с кем-то. Это нечто. И при этом ты не можешь получить никакой помощи от административного ресурса, от префектур и управ. Либо ты получаешь отписки, либо тебя просто игнорируют. Это благодатная почва для преступности. Поэтому на каждый плюс в ЖКХ я могу найти несколько минусов.
Беседовал Евгений Сеньшин