Михаил Мень: «Прошу активизировать эту работу»

16.01.2018 в 12:24
Поделитесь новостью:
5694
0
Версия для печати
Фото: fkr45.ru

15 января глава министерства строительства и ЖКХ Михаил Мень провел Всероссийское селекторное совещания, посвященное вопросам развития коммунальной инфраструктуры. В частности, там обсуждалась практика заключения концессионного соглашения и использование для него «коробочного» кредитного решения. Несмотря на то, что в целом идет успешная реализация концессий, есть шероховатости. В чем они заключаются?

По словам главы Минстроя, в России, начиная с 2014 года, темпы модернизации коммунальной инфраструктуры ежегодно растут.

«Если в 2014 году объем вложений составил 178 млрд. рублей, то по итогам 2015 года этот показатель подрос уже на 3% и составил 183 млрд. рублей», — сообщил Михаил Мень. — «В 2016 году темпы роста удвоились и составили 6%. В развитии предприятий водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения было вложено 194 млрд рублей. Сейчас мы подводим итоги 2017 года и надеемся, что будет положительная динамика. Достижения таких результатов стало возможно благодаря увеличению количества заключаемых концессионных соглашений. По состоянию на 1 октября 2017 года в сфере ЖКХ заключено 1759 концессионных соглашения, общий объем инвестиций по этим концессиям более 214 млрд. рублей».

Он также отметил, что вместе со Сбербанком разработаны «коробочные» кредитные решения. Они используются для подготовки финансирования и сопровождения региональных и муниципальных проектов в сфере ЖКХ. На сегодня уже 41 регион ведет подготовку вопроса заключения концессионного соглашения с использованием такого «коробочного» решения.

«Принцип коробочного решения заключается в том, что если концессия заключается по этим принципам, то тогда у концессионера есть полная возможность прийти в соответствующее подразделение Сбербанка для уверенных переговоров кредитования данного концессионного соглашения», — пояснил он.

zanostroy.ru

Правда, если в сфере коммунальной инфраструктуры такие решения стали использоваться чаще, то в проектах по городской среде — не очень.

«В настоящее время ведется разработка аналогичного „коробочного“ решения для проектов по городской среде», — пояснил Михаил Мень. — «Пока в стране только 8 концессий по развитию городской среды. Очень часто губернаторы обращались к нам, объясняя, у них есть объект, парк, сквер, но бюджетных средств на это нет. Зато есть потенциальные частные инвесторы, но алгоритма и механизма, как привлечь инвестора, они не видят. Для этого и готовятся „коробочные“ решения для городской среды».

Глава Минстроя напомнил, что в стране действует новый механизм господдержки проектов модернизации коммунальной инфраструктуры. В соответствии с решением правительства на эти цели выделено 8 млрд 200 млн рублей. Для их получения было рекомендовано до 15 декабря прошлого года обратиться с заявкой в Фонд содействия реформы ЖКХ.

«Но, к сожалению, на текущий момент заявку направил только один субъект Российской Федерации, это Костромская область», — заметил министр. — «Прошу активизировать эту работу».

Михаил Мень напомнил, что теперь заключение концессионного соглашения — это не просто желание региона, это его обязанность. По его словам, в правительство уже внесен проект постановления, который уточняет понятие показателя эффективности использования регионами финансовой поддержки. А именно: устанавливается крайний срок обязательства концессионного соглашения до 31 декабря 2022 года. Также, согласно указу президента № 548, теперь один из показателей оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти — это качество и доступность услуг ЖКХ.

Тезисы Михаил Меня развил его заместитель Андрей Чибис. Он заметил, что то законодательство, которое есть в России в сфере концессий, даже европейскими коллегами оценивается, как одно из самых эффективных.

«Коллеги из Франции, которые давно в этой сфере являются одними из признанных лидеров, признают, что наше законодательство даже лучше в ряде аспектов, чем в странах Евросоюза», — заметил он. — «У нас с вами заложена предпринимательская прибыль и сохраняется эффективность от повышения экономики. То, что связано с ключевыми рисками для любого инвестора, сегодня стабилизировано. По просьбе субъектов мы дали возможность передавать в концессию имущество МУПов, у которых есть долги по энергоресурсам, по налогам, по зарплате и так далее. Это существенно упростило задачу передачи в частное управление коммунальной инфраструктуры. Губернатор стал третьей стороной, который подписывает концессию, это еще больше стабилизировало концессии и повысило качество готовящихся проектов».

В качестве эталонов, где успешно реализуются концессионные соглашения в сфере ЖКХ, замминистра назвал Волгоградскую, Саратовскую, Московскую, Новгородскую области, Хабаровский край, а также город Ясногорск в Тульской области. Он пообещал разместить на сайте Минстроя информацию о реализации данных проектов.

Также он отметил, что успех реализации концессий в ЖКХ послужил поводом утвердить в Сбербанке КPI-стандарт работы для руководителей региональных отделений. То есть чем больше «коробочных» решений было применено в том или ином отделении, ты выше оценивается работа руководителя. А значит, как подчеркнул Андрей Чибис, никаких поводов для отказа и попыток уйти от переговоров по «коробочному» решению теперь у представителей региональных отделений Сбербанка сейчас нет. Правда, по его данным, 40 регионов до сих пор не утвердили планы по внедрению «коробочного» решения.

«Если вам эти деньги не нужны, то будем инициировать в правительстве изменения в статье расходов этих средств», — предупредил региональных чиновников Андрей Чибис.

Данные министерства прокомментировал генеральный директор Ассоциации «ЖКХ и городская Среда» Алексей Макрушин.

«На мой взгляд, концессионных соглашений заключается достаточно много», — заявил он. — «В конце концов, у нас нет никаких других альтернатив, кроме заключения концессий. Народ распробовал этот механизм, к нему привыкли в регионах, он становится все более и более рутиной по сравнению с тем, что было раньше. Другое дело, что есть ограничение роста тарифов, нельзя много инвестировать, потому что деньги будет не откуда возвращать. Поэтому основной сдерживающий фактор роста инвестиций — это тарифное ограничение. Но есть и другие риски, это, например, применение природоохранного законодательства; риски того, что при смене губернаторов концессионеров выгонят из проектов и другие. Если бы эти риски снижались, тогда инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры было бы больше».

По поводу применения концессий для реализации проектов городской среды он заметил, что это относительно новая тема. Но у этого направления, по его словам, есть большой потенциал, пока делаются первые шаги, в будущем их будет больше.

Говоря о «коробочных» решениях, Алексей Макрушин пояснил, что данные соглашения — это решения одной частной организации Сбербанка.

«Но есть, например, и другие финансовые организации, у них тоже есть типовые решения, которые они применяют», — пояснил он. — «Это вопрос хозяйствующего субъекта, кого привлекать для инвестирования: Сбербанк или какой-то другой банк. Но в любом случае „коробочное“ решение, безусловно, облегчает жизнь и регионам, и организациям, потому что создает стандарт, на который нужно ориентироваться».

Евгений Сеньшин

Комментарии

Есть мнение? Добавьте комментарий:

наверх
наверх