Концессии не самоцель — это инструмент

01.12.2017 в 13:53
Поделитесь новостью:
6219
0
Версия для печати
Выбор редакции

На этой неделе в Москве прошел всероссийский форум «Частные операторы коммунальной инфраструктуры», центральной темой которого стал вопрос коммунальной концессии.

Тема инвестиций в ЖКХ активно продвигается давно, однако, эксперты отмечают, что в действительности скачок интереса бизнеса произошел всего лишь год-два назад в силу ряда причин. И данный форум был посвящен в первую очередь тому, чтобы показать потенциальным инвесторам, какие усилия были приложены властями для резкого повышения инвестпривлекательности ЖКХ. Отметим, что форум проводился под эгидой Сбербанка, который предлагает коробочные решения для концессии в ЖКХ.

Об основных моментах продвижения концессий рассказал замглавы Министерства строительства и ЖКХ Андрей Чибис. Он сразу обозначил, что концессии —не самоцель. Целью же является обеспечение качества и снижение аварийности. Так что концессия — это инструмент.

«Мы среди экспертов поставили планку в 500 миллиардов рублей в год — это те инвестиции, которые действительно нужны, чтобы осуществить реновацию, провести модернизацию инфраструктуры и сделать её достаточно современной. И это еще с наценкой в 100 миллиардов в сфере отходов, — заявил Чибис.

По его словам, подобные цифры вполне достижимы, и для этого властями было сделано несколько вещей. Во-первых, было радикально изменено концессионное законодательство и закреплена тарифная формула на весь срок концессии.

«Во-вторых, многие раньше считали, что ЖКХ — это социальная функция, какой там доход. Но мы все же понимаем, что, если дохода нет прозрачного, значит он серый. Очевидно же, что никто не будет заниматься бизнесом без дохода», — поясняет замминистра.

Так что Минстрой заложил сохранение экономии под право вложенных инвестиций и предпринимательскую прибыль в 5%. То есть инвестор возвращает себе вложенные проценты по кредиту, возвращает сами кредиты, получает пятипроцентную прибыль и сохраняет за собой экономию если более эффективен.

В-третьих, Минстрой внял словам потенциальных инвесторов, которые не раз заявляли, что существующих гарантий недостаточно. Формула тарифа конечно есть, но его определяет субъект РФ и то, что он согласовал конкурсную документацию, еще ни о чем не говорит.

«Мы это услышали и смогли сделать так, чтобы субъект стал третьей стороной в концессии. Это было на грани конституционного права, но нас все поддержали и для ЖКХ сделали исключение», — заявил на форуме Чибис. — «И третья сторона концессии, это уже, конечно, совсем другой уровень гарантии и для того, кто приходит, и для того, кто вкладывает».

Собственно, об этом же говорили и банкиры. Для них тоже субъект как третья сторона принципиально важен, чтобы они открыли долгосрочное финансирование.

В-четвертых, Минстрой также дал возможность передавать в концессию имущество, которое наполовину не зарегистрировано. Тоже на грани конституционного права и права собственности, но договорились.

«Ну и последнее, мы дали возможность передавать в концессию даже с долгами. Это уже было особенно важно для муниципалов, которые постоянно рассказывают, что у них нет возможности очистить МУПы от долгов. Так что мы разрешили законодательно с долгами передавать предприятия в концессию», — подытожил Андрей Чибис.

Таким образом, по его словам, Минстрой сейчас сформировал всю необходимую базу для концессий. И абсолютным фактом того, что созданное концессионное законодательство работоспособно является то, что Сбербанк утвердил «коробочное» решение, стандарт кредитования и кредит на 15 лет под концессию в ЖКХ без допзалогов. Никогда Сбербанк не пойдет на сделку, не соответствующую рынку, и которая не защищает финансовый институт, считает Андрей Чибис.

Создание законодательства под привлечение денег в ЖКХ прокомментировала замминистра инвестиций и инноваций Московской области Румяна Свистунова.

«Мы работаем с большим количеством концессий и из всех регуляторов наиболее правильные и наиболее адекватные, как нам кажется, это Минстрой и министерство транспорта. Остальные же пока отстают в том, что касается методологии, коробочных решений и поддержки», — заявила она.

Пока Минстрой совершенствовал законодательство и готовил новые инструменты для рынка, регионы искали свои способы развития коммунальной инфраструктуры в условиях финансового дефицита и способы создания привлекательных для инвесторов форм коммунального хозяйства.

О радикальных методах модернизации ЖКХ, принесших свои плоды, рассказал замгубернатора Вологодской области Виталий Тушинов.

«Тарифы сейчас находятся на стыке интересов субъекта и населения, так что бесконечно увеличивать тариф абсолютно бесперспективно и невозможно. Поэтому должен быть какой-то совершенно правильный механизм замены этих инвестиций на какую-то оптимизации деятельности и эффективность этой деятельности. По этому пути мы и пошли в Вологодской области», — начал доклад Тушинов.

Первое от чего отказались областные власти, это от каких-либо гарантий муниципалитета и субъекта в отношении тех контрактов, которые заключаются с ресурсоснабжающими организациями, для чего был прямой запрет губернатора.

С одной стороны, это стало шоком для поставщиков, потому что они всегда исходили из того, что есть некая гарантия и можно всегда прийти к субъекту и потребовать денег.

С другой стороны, по словам Тушинова, это очень четко дисциплинировало муниципальные образования, потому что они осознали, что они теперь не должны идти к губернатору и просить денег на выполнение своих собственных гарантий, а должны организовать работу своих МУПов таким образом, чтобы этих долгов перед ресурсниками не было. Иначе все претензии начнутся к ним самим.

«Мы пошли по пути очень четкого разделения ответственности субъекта и муниципалитета. Мы уже три года не дотируем жилищно-коммунальное хозяйство. И объем средств, которые мы тратим на подготовку к зиме прямыми деньгами субъекта у нас снизился с нескольких сотен миллионов до нескольких миллионов», — заявил замгубернатора области. — «Теперь программа подготовки к зиме у нас всего 12 миллионов в год. Это не значит, что мы перестали готовить хозяйство к зиме, это значит, что мы переложили это на инвестиционные программы своих предприятий».

Но при всем при этом, по словам Виталия Тушинова, есть один маленький, но важный нюанс. Делать всё выше описанное на маленьких предприятиях, по факту, невозможно, так как у них нет оборотных средств. Поэтому областные власти четко поняли, что эти предприятия необходимо укрупнять.

Однако делать это в рамках одного муниципального предприятия тоже невозможно. Поскольку нет смысла возвращаться к старой практике, когда сваливали вместе тепло, воду, электрику.

«Так что мы пошли по пути структурного укрупнения. То есть отдельно энергетики, тепловики и, как мы называем, водяные. Начали мы с создания крупной энергетической компании, куда собрали все наши мелкие предприятия и создали единое акционерное общество. Подчеркну, что именно акционерное общество, а не госпредприятие. И теперь оно по эффективности превосходит наши предприятия Россети», — сказал Тушинов.

По его словам, это наглядный пример того, чего можно добиться, укрупнив предприятия. За два года работы предприятие поменяло почти на 50% всю технику на своих участках. То, чего не было никогда, сделали всего за пару лет в рамках инвестиционной программы.

Второй важный момент, когда Вологодские власти попытались собрать воедино тепловиков, они столкнулись с тем, что невозможно сделать это на базе государственного предприятия. Из-за слишком разрозненной схемы мелких предприятий в муниципалитетах, кто-то акционировался, кто-то нет.

«Так что мы создали межмуниципальное предприятие. Для того чтобы объединить несколько муниципалитетов, пришлось применить и админ ресурс, чего греха таить», — пояснил замгубернатора. — «Механизм заведения был очень простой. Было прямое указание губернатора, что если мы хотим платить старые гарантии, то оставляем муниципалитеты один на один с этими гарантиями. Если мы хотим поддержки, значит мы заводим это все в единое предприятие».

По мнению чиновника, это все четко работает на то, чтобы каждый муниципалитет не отстаивал свои интересы, а руководитель предприятия получил возможность лавировать между интересами муниципалитетов. В тоже время, в рамках этого предприятия удалось получить достаточное количество оборотных денег.

«Кстати, коллеги, такое предприятие легче в последующем акционировать и завести туда деньги области», — поделился опытом Виталий Тушинов.

В рамках форма были также затронуты перспективы дальнейшего развития концессий в ЖКХ. В первую очередь, конечно, вопрос секьюритизации долговых обязательств, которые выдаются банками на реализацию проектов.

«Мы сейчас подготовили и внесли в правительство инфраструктурные облигации, где будут обсуждения, каким образом и на кого возложить функцию секьютиризации», — рассказал о планах Андрей Чибис. — «На действующие институты или на новые институты, или сделать Фонд ЖКХ 2.0. Одним словом, тема секьюритизации обсуждается».

На рассмотрении правительства также находится законопроект, в котором четко прописанная процедура перехвата управления концессионного предприятия в случае чрезвычайной ситуации и неспособности частной компании обеспечить людей теплом или водой.

Помимо этого, Минстрой намерен в ближайшее время запустить еще два инструмента в помощь всем участникам концессий. Речь идет о бирже проектов ЖКХ, которая позволит банкам видеть эти проекты, а также о Справочнике наиболее эффективных технологий.

Эти два проекта позволяющие искать проекты и технические решения, Минстрой начнет максимально раскручивать после Нового года.

Под занавес замминистра Минстроя Андрей Чибис еще раз прояснил уже надоевшую ситуацию с МУПами и ГУПами в ЖКХ.

«Давайте сразу проговорим, что тяжелые территории вроде сельской местности, там ЖКХ, это ответственность бюджета. В других случаях муниципалитет может управлять предприятиями, если считает, что может делать это лучше других. Но пусть тогда несет субсидиарную ответственность. У нас главные должники сейчас — это ГУПы и МУПы. Так что унитарные предприятия больше существовать не будут — это будут казенные предприятия с автоматической субсидиарной ответственностью по Гражданскому кодексу. Если ты управляешь своим хозяйством, не вопрос — только делай это так, чтобы там долгов не было», заявил чиновник.

Евгений Плотников

Комментарии

Есть мнение? Добавьте комментарий:

наверх
наверх