Своё экспертное мнение о преднамеренном формировании негативного образа обслуживающих коммунальных организаций высказывает бывший руководитель управляющей компании «Фирма Ф.Ф.» Дмитрий Федяй.
Если вы не заперлись исключительно в своём внутреннем мире, то вы живой свидетель того, как изо дня в день вот уже далеко не первый год идёт самая настоящая информационная война против тех, кто круглые сутки обеспечивает комфорт граждан — УК и ТСН. Сложно найти СМИ, которое бы не писало о проблемах в ЖКХ: о том, как жадные коммунальщики крадут деньги жителей, доводят жилфонд до аварийного состояния, а и вообще довели страну до ручки.
Не отстают от них и чиновники всех уровней, которые регулярно педалируют тему коммунальных проблем своего района/города/области. Однако они почему-то касаются не стратегических просчетов собственных Управлений по вопросам ЖКХ или системных проблем в жилищном законодательстве, а увлечённо муссируют исключительно промахи непосредственных исполнителей коммунальных услуг — управляющих компаний. Что позволяет, как создавать видимость контроля за ситуацией в ЖКХ, так и подстелить соломку в случае чего.
В обоих случаях вся информация подаётся под соусом защиты населения от коммунальных невзгод и помощи жителям. Тем самым собственники жилья автоматически считаются пострадавшей стороной, а коммунальщики — безальтернативно виновной. Причем ярлыки «хороший» и «плохой» навешиваются еще ДО того как СМИ, власти или правоохранительные органы начинают разбираться в ситуации. Это наглядно показывает, что сформирован определённый негативный шаблон мышления в отношении сотен тысяч сотрудников коммунальных служб.
Мало того, что такой подход осознанно дискриминирует целый пласт россиян по профессиональному признаку. Так еще и стереотипизация мышления отучает людей от критической оценки реальности, от необходимости самостоятельно думать и анализировать проблемы.
Однако этот негативный формат восприятия коммунальщиков транслируется широким массам населения и, на сегодня, презумпция вины коммунальщиков так прочно засела под коркой у наших граждан, что больше не надо искать Бармалея. Он всегда рядом, за дверями ближайшего ЖЭКа. И в этой насмешке над справедливостью уже именно условный сантехник должен доказать, что он не верблюд и что причин для отсутствия воды в кране больше одной.
Участвуют в этой коллективной травле представителей ЖКХ и надзорные органы. Если с Государственной жилищной инспекцией и так всё понятно, поскольку она изначально создана как карательный регулятор коммунальной сферы и для УК у неё есть один пряник в виде лицензии, и много-много кнутов. То с той же прокуратурой не всё так просто. По идее прокуроры должны выступать нейтральной стороной, которая объективно и беспристрастно разбирает жалобы. Однако сотрудники этого ведомства не являются поголовно эрудитами с энциклопедическими знаниями, поэтому по вопросам ЖКХ они закономерно обращаются за разъяснениями к местным органам власти и региональным Госжилинспекциям и неизбежно перенимают их модель восприятия исполнителей коммунальных услуг.
Отдельно стоит коснуться общественных организаций (ОО), которые оседлали тему ЖКХ. Несмотря на то, что ими декларируются звучные цели, вроде защиты прав потребителей и общественного контроля, на деле ни с тем ни с другим ни, как правило, не справляются и в большинстве случаев, просто паразитируют на чужом горе. Это связано с тем, что эти ОО состоят в основном из активистов, у которых много желания, но мало знаний по изменчивому жилищному законодательству. А профессиональные юристы встречаются там в качестве исключения. Это приводит к тому, что общественники даже не пытаются разбираться в нюансах тех проблем с которыми к ним приходят люди. Поэтому к шаблонному мышлению добавляется и шаблон поведения — по любой проблеме готовится и рассылается стандартный набор жалоб во все инстанции и пишутся иски в суд. Несомненно, в каких-то случаях общественники попадают в точку и их деятельность приносит положительный результат для граждан. Но в общей массе их КПД крайне низок и приводит к тому, что и обслуживающие организации, и надзорные органы вынуждены тратить значительные силы и средства на разгребание этого потока бумаг.
Так что можно констатировать, что вся работа ОО по защите прав потребителей заключается в том, что они становятся необязательным промежуточным звеном между жителями и ГЖИ с прокуратурой.
Говорить о неком общественном контроле управляющих организаций и вовсе смешно. Несмотря на все просьбы государство не стремиться наделять эти ОО никакими полномочиями. Они не могут проводить проверки обслуживающих организаций или участвовать в инспекциях надзорных органов без разрешения. Они не могут вмешиваться в договорные отношения собственников квартир и УК. Их мнение не учитывается при формировании тарифов в и нормативов, а о законотворческой деятельности и вовсе говорить не приходится. Так что единственное что они могут контролировать — это расход печенек в собственной приёмной.
Оглядываясь на всё выше сказанное, становиться понятно, что демонизация сотрудников ЖКХ выгодна всем вовлечённым сторонам кроме непосредственных исполнителей коммунальных услуг. Поскольку ЖКХ всегда будет аккумулировать недовольство жителей, то из УК намеренно создаётся современный аналог прокаженных. Одни таким образом отводят от себя гнев населения, другие строят на борьбе с «демонами» свою политическую карьеру, а третьи просто зарабатывают деньги на этой бесконечной вражде.