Завершающийся первый месяц 2017 года стал тревожным для управляющих компаний. В правительстве и Госдуме было озвучено сразу несколько инициатив по поводу ужесточения системы управления многоквартирными домами. Разбираемся, что ждет компании в ближайший год.
В первой половине января глава министерства строительства и ЖКХ Михаил Мень на встрече с президентом России Владимиром Путиным поделился планами по совершенствованию системы лицензирования управляющих компаний.
«Мы следующим этапом хотим внедрить единый стандарт сервиса управления многоквартирных домов, в том числе там будут как стандарты проверки состояния общедомового оборудования и самое главное — время реагирования на обращения граждан», — рассказал он главе государства.
Также в стандарт будет включен минимальный перечень работ и срок их выполнения. Путин дал понять, чтобы работа по подготовке стандартов не задерживалась, и они уже были внедрены к зиме 2018 года. На январском XVI съезде партии «Единая Россия» Мень продолжил тему единого стандарта качества и сделал важное добавление.
«Введение стандарта качества услуг поможет повысить уровень работы управляющих компаний и сделать их по-настоящему клиентоориентированными», — объяснил он «единороссам». — «Обязанность соблюдения стандарта будет лицензионным требованием, и при его нарушении управляющая компания будет лишаться права управлять соответствующим домом или лицензии».
Следующим нововведением станет отзыв «нулевых» лицензий. То есть, когда управляющая компания создана, но в ее реестре нет ни одного дома. Чаще всего, такие компании-пустышки создаются в случае, если «родительская» компания накапливает долги перед поставщиками услуг, потом оказывается не в состоянии их выплатить и становится банкротом. Но учредители в кармане имеют еще одну с очень похожим названием. Быстро проводится очно-заочное собрание, нередко с фальсификацией голосов, для жителей особых изменений не происходит. А для владельцев этого бизнеса все проблемы сходят, как с гуся вода. Они не должны выплачивать многомиллионные долги, но и жилой фонд не потеряли. Видимо, скоро такие фокусы уже будет проворачивать труднее. Хотя, что мешает создать компанию-двойника, завести в ее реестр для вида пять домов и продолжать ее также держать при себе на всякий случай.
Тем не менее, в Минстрое, а также и в комитете Госдумы по жилищной политике и ЖКХ считают, что эта мера поможет снизить махинации на рынке ЖКХ. В частности, необходимость введение этой и других мер озвучил в рамках того же партийного съезда зампредседателя данного комитета Александр Сидякин.
«Есть много вопросов к лицензированию. Но нам точно нужно отказаться от практики выдачи „нулевых“ лицензий, определить требования к имуществу управляющих компаний, добиться деофшоризации процесса, чтобы прибыль от их работы не уходила за рубеж», — заявил он.
Действительно, с системой лицензирования нужно было что-то делать. Не зря у экспертов в сфере ЖКХ было много вопросов к ее реализации. Например, председатель НП «ЖКХ-Контроль» Светлана Разворотнева в интервью нашему порталу дала понять, что компания по лицензированию фактически провалилась, не достигнув своих целей.
«Незадолго до перехода на новую систему лицензирования управляющие компании работали качественно, стараясь не вызвать к своей работе никаких нареканий», — размышляет она. — «Чуть позже все, увы, вернулось на круги своя. Сейчас количество обращений, связанных с работой управляющих компаний, продолжает оставаться стабильно высоким. Дело в том, что госорганы практически так и не начали использовать инструмент лицензирования. Решения об изъятии лицензий можно пересчитать по пальцам. Проблема еще и в том, что сама процедура отзыва разрешений на работу остается громоздкой и длительной, так как может оспариваться в суде. Ее нужно упрощать. Особенно, когда речь идет о грубых нарушениях».
К слову сказать, за весь период действия системы лицензирования часть лицензий все же была аннулирована. Всего в стране насчитывается около 18 тысяч управляющих компаний, из них порядка 830 в Москве и 250 — в Московской области. А по всей стране отозвано было всего 239 разрешения на управление МКД. Примечательно, что в 2016 году в Московской области лицензию потеряла только одна компания из Красногорска, она не исполнила три выданных предписания, и по решению суда лишилась лицензии.
Лицензированием не довольны и в Ассоциации председателей советов многоквартирных домов Московской области.
«Лицензирование — вещь нужная», — говорит председатель координационного совета Ассоциации Юлия Белехова. — «Но его критерии абсолютно недоработаны. Сегодня получить лицензию без особых усилий может любая управляющая компания. Закон о лицензировании нужно дорабатывать».
Также она отмечает, что сегодня управляющие компании управляют не жилым фондом, а деньгами. Управляющая компания — это чаще всего генеральный директор, главный бухгалтер и 10 тыс. руб. уставного капитала. Все остальное отдано на откуп подрядчикам. По ее убеждению, нужно вводить нормативы по материально-технической базе и по кадрам на определенное количество квадратных метров. То есть, например, определенное количество сантехников на определенное количество квадратных метров. И все это нужно обозначить в стандартах системы лицензирования.
А что ждут управляющие компании от грядущих изменений? Об этом мы узнали у ряда подмосковных организаций.
Гендиректор УК «Мирчане» Андрей Короцинский полагает, что отзыв «нулевых лицензий» оправданная мера, так как нередко такие компании создаются, чтобы потом при помощи адмресурса «отжимать» чужой жилой фонд. А вот к идее введения стандарта качества у него есть вопросы.
«Пока непонятно, как и кто будет оценивать работу управляющих компаний», — говорит он. — «Нужно разработать критерии, создать какие-то комиссии для такой работы. Если доверить систему оценок только жителям, то не думаю, что это будет правильно. На данном этапе большинство жителей не верят управляющим компаниям. Для многих из них они всегда, как красная тряпка для быка. Есть такие скандалисты, которые всегда всем недовольны. Но в сфере ЖКХ работают реальные специалисты. Правда, их работа не всегда на виду. Обычный житель ведь не видит, как управляющая компания обслуживает общедомовое имущество. Поэтому если речь идет о том, чтобы лишать лицензии за невыполнение стандартов качества, то это точно не должно строиться на субъективных оценках жителей, а через всестороннюю систему оценок и только через суд».
Возможно, что такая система оценок будет заложена в ГИС ЖКХ. Ведь, по словам главы жилинспекции Московской области Вадима Сокова, граждане в ГИС ЖКХ смогут создавать электронные голосования, которые можно использовать как выражение мнения на общем собрании собственников по любым вопросам, касающимся управления домом».
Но такой поворот дел не вызывает энтузиазма у управленцев. Андрей Короцинский считает, что ГИС ЖКХ настолько сырая и недоработанная программа, что сами разработчики не могут дать пояснение, как внести цифру в ячейку.
«Надеяться, что ГИС ЖКХ станет таким объективным мерилом вряд ли стоит», — говорит он. — «Представляете, сколько им там нужно иметь специалистов, чтобы отслеживать все эти голосования и рейтинги от жителей и на этом основании решать, лишать лицензии или нет. Это не может быть основанием для лишения лицензии, иначе это просто абсурд».
Замгендиректора УК «Союз-Люберцы» Наталья Федюкина тоже не исключает, что введение стандартов качества может стать дополнительным прессингом на бизнес.
«Сами стандарты качества нужны, это хорошая идея», — размышляет она. — «Но есть вопросы. Я как специалист, работающий с людьми, могу сказать, что должна создаваться не только защита жителей от управляющих компаний, но и защита управляющих компаний от некоторых недобросовестных и корыстных жителей. Иначе обязательно будут злоупотребления. Любой результат можно подвести под отсутствие результата. В условиях, когда недовольство управляющими компаниями и так высокое, система стандартов качества даст лишний повод возмущаться. Кроме того, это может в какой-то мере породить нездоровую конкуренцию, когда компания со стороны будет спекулировать на результатах стандарта качества, пытаясь выжать компанию из дома».
Что касается отзыва «нулевых лицензий», то, по мнению Натальи Федюкиной, это вряд ли позволит снизить махинации в сфере ЖКХ, недобросовестные управляющие компании всегда найдут способ, как обойти закон, уйти от долгов и так далее.
Таким образом, пока озвученные через СМИ инициативы первых лиц системы ЖКХ породили сумятицу. Если с отзывом «нулевых лицензий» все более-менее понятно, то система стандартов качества не может быть внедрена просто сверху. Скорее всего, чтобы потом избежать злоупотреблений, необходима дискуссия с игроками рынка. Мы будем следить за развитием ситуации.
Евгений Сеньшин