Системе капремонта — 5 лет: результаты, ошибки, новые стандарты и скрытые угрозы

01.10.2018 в 09:03
Поделитесь новостью:
6606
0
Версия для печати
Фото: Фото: Facebook
Выбор редакции

27 сентября начал свою работу Пятый всероссийский съезд региональных операторов капитального ремонта (место проведения — Пермь). Как отметил замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис, 5 лет капремонту, очевидно, что система заработала, наработан интересный опыт, набиты шишки. Однако у системы есть до сих пор уязвимые места. Какие вызовы, задачи и планы стоят перед системой, об этом в материале портала «Все о ЖКХ».

Открывая съезд, замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис заявил, что система капитального ремонта состоялась. По его данным, за это время уже отремонтировано 137 тысяч домов, это каждый шестой дом в стране. Это 456 млн. кв. метров, на которых живет более 17 млн. человек. Собираемость взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов за год выросла с 86% до 92%. Такая собираемость, с его точки зрения, это хороший результат для такой молодой системы.

Чибис

Андрей Чибис Андрей Чибис Фото: Facebook

«Вы помните, с чего все начиналось», — обратился он к руководителям региональных фондов. — «Это текущие кровли, неработающие лифты, разрушающиеся дома. И важно, что в тот момент руководство страны проявило волю и поддержало эту инициативу. Если бы мы тогда с вами не запустили эту систему, то к нынешнему моменту мы бы галопирующими темпами получили огромные объемы аварийного жилья. Все бы уже разрушилось. Потому что, начиная с момента приватизации в начале 90-х, домами никто не занимался. Новые собственники считали, что мое — это только то, что за железной дверью в квартиру. А лифт, кровлю, подвальные коммуникации кто-нибудь придет и сделает, меня это не касается. И сегодня проделана огромная работа. Стоимость выполненных работ превышает несколько сотен миллиардов рублей. Но на этом работа не заканчивается, расслабляться рано».

Сегодня, по словам замминистра, перед системой капремонта стоит целый набор задач. Первая — это долгосрочная финансовая устойчивость этих систем. Это сейчас самая главная задача на данный момент. Вторая — необходимость внедрения управленческих технологий и технических решений. Это должно стать стандартом для любого регионального оператора. И говоря о технологиях, в первую очередь нужно иметь в виду энергоэффективность. Третья — это планирование и выполнение взятых на себя обязательств. Особенное внимание здесь нужно уделить тому, когда жульничают в последний момент. То есть когда план не выполнили и остатки перенесли на следующий год. План составляется на тот объем средств, который собран. Недопустимо, чтобы деньги наших собственников балластом лежали на счетах. Четвертая — это платежная дисциплина. По словам Чибиса, в решении этой задачи необходимо максимально использовать платежные сервисы. Но также он отметил, что ключевым должником сегодня является публичная власть: муниципалитеты, субъекты и федеральные ведомства. И последняя ключевая задача — компетенция. Если сотрудники операторов регионального ремонта будут максимально компетентны, то вряд ли в дальнейшем будут появляться такие ситуации, когда вскрыта кровля, а затем ремонт заморожен на неопределенное время. Это вопрос технологии управления и качества тех людей, которые исполняют задачи, подчеркнул Андрей Чибис.

зал

Фото: Facebook

Зампредседателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин отметил, что в системе капремонта сохраняется скрытая угроза.

«Изначально, когда мы принимали тарифы, большинство Фондов капремонта установило экономически необоснованные тарифы», — заявил депутат. — «Я не понимаю, почему это было сделано. Может, были ожидания, что Фонд развития ЖКХ в какой-то момент вернется к той практике, которая была в 2008 году, когда „раскулачили“ ЮКОС и эти деньги направили на капремонт. Но возврата к такой модели не будет, финансирование капитального ремонта из федерального бюджета уже навсегда в прошлом. Поэтому сегодня нам нужно всерьез задуматься над тем, чтобы у нас экономические показатели были приведены под реальную программу. Иначе впоследствии это может привести к плохим решениям. Рано или поздно будут приняты законодательные ограничения по росту взносов на капитальный ремонт, и тогда уже пересмотреть тарифы на капремонт будет невозможно. А с течением времени и политические обстоятельства могут меняться. Это все к вопросу о финансовой устойчивости, о которой говорил Андрей Владимирович. Пожалуй, это самая болезненная тема для нас».

В качестве примера данной проблемы он привел Северную Осетию, где собираемость составляет всего 16%. Программа по замене лифтов утверждается в долг, и получается, что вся программа будет работать исключительно на замену лифтов. Как отметил депутат, это несправедливо, потому что есть люди, которые живут в домах, где вообще нет лифтов. Похожая ситуация складывается в Курской области. Там долгов на 500 млн., а на миллиард запускают программу по замене лифтов.

переговоры

Андрей Чибис Фото: Facebook

Руководитель экспертного совета при комитете по жилищной политике и ЖКХ Государственной Думы РФ Ирина Булгакова отметила, что вместе с капремонтом растет и энергоэффективность зданий многоквартирных домов.

«Благодаря программе капитального ремонта, в 2016 году по сравнению с 2014 было понижение удельных расходов на потребление зданий около 7%, а в 2017 году уже 9%», — сообщил эксперт, выступая перед собравшимися. — «Это хорошие темпы. Это говорит о том, что капитальный ремонт делают хорошо, в результате чего растет комфортность проживания наших людей. То есть капитальный ремонт становится механизмом энергоэффективности и понижения энергозатрат в стране. Этим можно гордиться».

Также она заметила, что все-таки пока жителям не хватает осознания того, зачем нужно внедрять энергоэффективные технологии. А без этого внедрять их будет сложнее. Так что нужно делать акцент на просвещении граждан.

Исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов Анна Мамонова отметила, что сейчас вызовом для системы капремонта стала цифровизация. По ее словам, сейчас с мест поступают жалобы, что данные в системе оказываются некорректными, что создает помехи для работы. Поэтому в ближайшее время нужно сделать упор на то, чтобы не происходили ошибки при загрузке данных. В то же время, чтобы у граждан было доверие к системе, она должна быть открытой, любой должен иметь возможность зайти в любое время на сайт и найти всю необходимую и точную информацию по своему дому.

Евгений Сеньшин

Комментарии

Есть мнение? Добавьте комментарий:

наверх
наверх