Мы продолжаем обзор мнений экспертов, профессионалов и участников рынка ЖКХ, высказанных ими в социальных сетях на уходящей неделе. В этом выпуске эксперты снова обсуждали, как отразиться повышение НДС на тарифах ЖКХ, долги в ЖКХ и необходимость менять Жилищный кодекс.
Тема повышения тарифов на ЖКУ в связи с ростом НДС не уходит из повестки. Инициатор этого решения — Минэкономразвития — на уходящей неделе сделал еще одно заявление, которое заставил дискуссию продолжаться. В министерстве считают, что повышение тарифов ЖКХ в 2019 году должно пройти в два этапа. При этом рост не должен превысить прогноз по инфляции. Предложения МЭР направлены в Минэнерго, Минстрой и Федеральную антимонопольную службу.
Работник сферы ЖКХ Галина Кислова назвала Минэкономоразвития монстром.
«Вот кто монстры, так это МЭР и ресурсники!» — пишет она. — «Тарифы ресурсников не знают предела. Почему не разобраться именно в них? Из чего они состоят?»
А вот жилищный активист Валерий Семенищев даже привел свои расчеты, насколько примерно подорожает платежка ЖКХ в результате повышения НДС для среднестатистического пенсионера и что это будет означать для его бюджета.
Возьмем 5 тыс. рублей оплаты в январе за коммуналку, пишет он. Затем где-то 2 тыс. рублей на лекарства и, например, три тыс. рублей на питание. Получаем условно-постоянные расходы бабушки в 10 тыс. рублей. То есть получим остаток в одну тыс. рублей. И если теперь взять 7.39% роста за тепловую энергию (это результат повышения НДС) и умножить на стоимость отопления (например, 4 тыс. рублей), то получим больше 300 рублей. От одной тыс. рублей это составит 30% — и вот это фактический рост стоимости за отопление для бабушки.
«Если взять все эти бабушкины копейки, то понятно, что на 3 тыс. рублей прожить весьма сложно», — заключает он. — «Буквально сегодня одна бабушка из нашего дома 80 лет пошла не в магазин, а в продуктовую лавку (на километр дальше) из-за того, что сахарный песок там на пять рублей дешевле. Так она взяла 3 кг, а я её встретил у подъезда — она с трудом переводила дух. Из-за 15 рублей! Бабушка очень активна, высадила цветы на клумбе на нашей детской площадке и не только — мне б по такой бабушке в каждый подъезд. Но она по полнедели лежит дома из-за плохого самочувствия — 15 рублей не только на сахаре. Сколько раз ей нужно сходить, чтобы сэкономить эти 300 рублей? „Скорые помощи“ во дворе нашего бывают чуть ли не ежедневно».
Логичным продолжением темы роста тарифов в ЖКХ стала тема роста долгов в ЖКХ. И вероятно, с ростом платежек долгов станет еще больше.
Тему долгов в ЖКХ поднял в сетевом экспертном сообществе один из руководителей управляющей организации Рауф Кутдузов. При этом в защиту интересов управляющих компаний.
«Все уровни власти и СМИ озабочены проблемами долгов перед ресурсоснабжающими организациями, считают, что 1,4 трл рубля для них это много», — размышляет он. — «Конечно, это громадная сумма для нас, рядовых граждан и малых УК. Но считать надо в процентах от оборота. Какова выручка всех РСО в год? В месяц намного больше 200 млрд рублей, что в год составляет 2400 млрд. Умножьте на 12 лет реформ и на 5%. Получите 1,44 трл руб. Эти 1,4 трл меньше 5% выручки РСО за эти годы. Около 5% составляет величина неплатежей жителей. Долги перед РСО меньше, чем общая сумма долгов жителей перед УК и РСО вместе. Проблемы не у РСО, а в первую очередь у УК, которых во всем обвиняют. Даже прокуратура выступает в роли коллекторов по взысканию долгов с УК. А откуда УК может взять деньги, если не оплатили жители».
Одна из бывших работниц сферы ЖКХ Валентина Васильева с ностальгией вспоминает советскую систему.
«Все помнят, когда были ЖЭУ, которые и обслуживали МКД», — отмечает она. — «Цены были приемлемыми в процентном соотношении к средней зарплате. Дома также отапливались, убирались подъезды и дворы, проводились ремонты И вот появились УК, которые заняты сбором денег. И теперь не они, а мы их обслуживаем. Может, пора вернуться к старой системе обслуживания?»
При старой системе большую часть расходов на содержание и ремонт домов оплачивал город из бюджета и воровали там до 30%, возражает ей Рауф Кутдузов. А кроме того, он напоминает, что сейчас бюджет не даёт частным УК ни копейки на содержание домов.
Главный редактор портала «Новое ЖКХ.ру» Владислав Ницевич пишет, что вернуться к прежней системе можно только, если все приватизировавшие квартиры вернут их обратно и станут нанимателями.
«Те, кто работал в прежней системе и не потеряли память, помнят, что одним из сложнейших и острейших вопросов и тогда была работа с должниками», — напоминает он. — «Но тогда РСО не имели такого лобби, чтобы наклонять органы советской власти и плясать под дудку поставщиков ресурсов».
А пока жилищные активисты и представители управляющих компаний обсуждают текущие проблемы, эксперты-стратеги вновь поднимают застарелый вопрос: нужно серьезно менять жилищное законодательство. С постом на эту тему в социальной сети Facebook выступил член комитетов ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ и экономики недвижимости Юрий Павленков.
«В последние 5–7 лет отраслевое ведомство совместно с профильным комитетом Госдумы и всеодобряющими „экспертами“ умудрились довести „Жилкодекс“ до набора структурно, содержательно и литературно слабо связанных между собой сатирических утопий, всё чаще оборачивающихся трагикомедиями», — пишет он.
По его мнению, чего стоят только новации о лицензировании допуска к управлению частным жильем одобряемого равнодушным и в большинстве случаев некомпетентным чиновником аффилированной «управляющей организации». При этом происходит это в отсутствие технического учета и инвентаризации жилищного фонда. Или же, продолжает он, введение института товариществ собственников недвижимости в то время, когда МКД недвижимостью не является, а остается в статусе «имущества». В пороки системы он записывает принятие дополнений по т.н. «региональным системам капремонта», в большинстве случаев губительных для домов. Здесь же он называет «очевидно нереализуемой и опасной» тенденцию разбора МКД на самостоятельные подсистемы снабжения по схеме т.н. «прямых договоров». Также он называет спешным внедрение коммунальных концессий на коммунальную и дворовую инфраструктуру вместо понятных и публичных договоров ГЧП/МЧП.
«Между тем, ведомство в лице минстройЖКХ совместно с профильными комитетами Госдумы продолжают рапортовать стране и руководству о мало кому известных успехах и достижениях», — пишет он. — «Новый министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев, видимо сознавая глубину и сложность отраслевых проблем, решился отказаться от кулуарных методов реализации жилищной политики и пригласить заинтересованных лиц к более широкому, чем его предшественники обсуждению накопившихся за десятилетия проблем».
В качестве ответа на накопившиеся проблемы он видит тотальную ревизию всего жилищного законодательства.
Его точку зрения поддерживает жилищный активист Тамара Надежина.
«Это „лохотрон“ ещё тот», — комментирует она. — «Тем более для нас, старшего поколения, которое училось в советских школах. Вспомним ту же физику. Помните, решали задачки, где в было дано КВт\ м? А сейчас на раз решают по формуле ППП (пол, потолок, палец.) Я после выхода на пенсию решила „освоить“ этот абсурд. У них так и записано, что главная их цель: извлечение прибыли. И этим все сказано. Можно расшифровки посмотреть в ПП № 354.Только там постарались внести столько поправок, что многое просто доведено до абсурда».
Подготовил Евгений Сеньшин