Есть вероятность, что состоятельные люди в итоге будут платить за тепловую энергию меньше, а небогатые граждане — больше.
10 июля 2018 года Конституционный суд Российской Федерации произвел настоящий фурор, признав незаконными некоторые методики расчета платы за тепловую энергию. Речь идет об оплате отопления в домах, где лишь часть квартир оборудована индивидуальными приборами учета тепловой энергии, либо означенные приборы введены в эксплуатацию не во всех помещениях МКД. С одной стороны, казалось бы, справедливость восторжествовала: платить теперь можно только за реальное потребление. С другой — эксперты указывают на то, что для некоторых собственников данное решение может обернуться не очень приятными последствиями…
Впрочем, к сути.
Расчет платы за отопление производится по формулам, содержащимся в приложениях к Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Согласно действовавшей до 10 июля норме, показания индивидуального счетчика тепла принимались во внимание при расчетах оплаты лишь в том случае, если данный девайс имелся (и введен в эксплуатацию) в каждом помещении МКД. А если такового нет хотя бы в одной квартире (или есть, но не введен в эксплуатацию) — то абсолютно все жильцы вынуждены были оплачивать отопление пропорционально занимаемой площади, вне зависимости от реального индивидуального потребления. Многие обращались по данному вопросу в судебные инстанции, однако суды отказывали гражданам, ссылаясь на положение вышеупомянутого постановления № 354. Пытался добиться правды и житель Подмосковья Сергей Деминец, и добрался при этом аж до Конституционного суда.
История вопроса такова: дом, в котором живет Сергей Деминец, при вводе в эксплуатацию был изначально оборудован ОДПУ, и при этом в каждом помещении имелись индивидуальные приборы учета теплоэнергии. Однако, как говорится в официальном сообщении КС, со временем некоторые собственники демонтировали квартирные счетчики, и «в связи с этим к началу отопительного сезона в 2016 году управляющая компания произвела перерасчет за отопление. Собственники квартир стали платить за теплоэнергию по показаниям общедомового прибора учета — путем распределения потребленной всем домом теплоэнергии пропорционально площади помещений».
Заявитель счел такое положение дел незаконным и несправедливым. По его мнению, оно ставит «права и законные интересы всех собственников дома в зависимость от поведения недобросовестных владельцев помещений, не обеспечивших сохранность индивидуального прибора учета тепла. Это позволяет одной части собственников, чрезмерно расходующих тепло, обогащаться за счет соседей».
Конституционный суд согласился с Сергеем Деминцом. Официальное сообщение на сайте КС гласит: «оспариваемые нормы в своей взаимосвязи и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не соответствуют Конституции РФ. Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию. До внесения этих изменений плата за отопление в многоквартирных домах со счетчиками тепла, где в отдельных помещениях не обеспечена их сохранность, должна исчисляться по модели, установленной абзацем 4 пункта 42/1 Правил предоставления коммунальных услуг. При этом для конкретных помещений, в которых соответствующие приборы неисправны или утрачены, вместо их показаний необходимо принимать в расчет норматив потребления коммунальной услуги по отоплению».
Что же дальше? Логично предположить, что последуют изменения в то самое постановление правительства № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», регламентирующее расчет платы за коммунальные ресурсы. Однако, как говорят в народе, есть нюансы…
«Случай, который рассматривал Конституционный суд, понятен и прозрачен», — считает исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. — «По проекту дом имеет горизонтальную разводку, все помещения изначально оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии. Однако есть много домов, в которых жители ряда квартир перешли на индивидуальную систему отопления: установили себе газовые котлы. И вполне естественно, что они хотят оплачивать только то, что реально потребляют. Но дом при этом не отключен от теплоцентрали и, соответственно, плата за отопление „раскидывается“ на всех пропорционально занимаемому метражу, независимо от наличия в квартирах индивидуальных приборов. Таких домов довольно много, ситуация вокруг них напряженная. Насколько мне известно, Минстроем уже подготовлены предложения по данному вопросу. Они предусматривают для собственников возможность оплачивать тепло по показаниям индивидуальных приборов учета в том случае, если таковыми оборудованы не менее 50 процентов помещений. Пока эти предложения не прошли, и, я думаю, понятно, почему».
Светлана Разворотнева не уверена, что данное предложение в случае его принятия внесет ясность в расчеты. Количество поставляемой в дом тепловой энергии при этом не изменится, а вот финансовая нагрузка на тех людей, у кого индивидуальных приборов нет, вполне может увеличиться. Но ведь теплосчетчики довольно дороги, и позволить их себе могут далеко не все. Поэтому, как считает Светлана Викторовна, ситуация может получиться парадоксальная: те, кто беднее, будут вынуждены платить больше.
Этот тезис подтвердил и советник генерального директора компании «Тверская генерация» Сергей Делаков.
«С точки зрения поставщика ресурсов ничего не меняется: сколько дом получил тепла согласно показаниям общедомового прибора учета, столько он в целом и должен заплатить», — говорит Сергей Юрьевич. — «И для собственника, имеющего введенный в эксплуатацию индивидуальный теплосчетчик, тоже все понятно: сколько прибор показал, столько и платишь. Однако, как мы знаем, реальное потребление обычно меньше усредненных нормативных значений, поэтому если собственники 50 процентов помещений в МКД будут оплачивать тепло по показаниям индивидуальных приборов учета, то, весьма вероятно, другая половина жильцов дома просто будет вынуждена платить значительно больше. Этого можно было бы избежать при корректном расчете ОДН, но, во-первых, существующие методики расчета ОДН, мягко говоря, далеки от идеала, а, во-вторых, как мы знаем, нередко управляющие компании запихивают в ОДН все что угодно, в том числе и долги неплательщиков. То есть, нужно совершенствовать методику расчета ОДН, и, вдобавок, необходим более жесткий контроль государства над этими расчетами».
Сергей Делаков обозначил и другой аспект проблемы. По мнению эксперта, количественные показатели при взаимодействии поставщиков и потребителей коммунальных ресурсов упорядочили — и это, безусловно, хорошо. Однако необходимо упорядочить и качественные показатели. Например, как сказал Сергей Юрьевич, очень большая проблема — качество поставок газа в котельные. Дискуссии на эту тему ведутся, однако конкретных шагов правительства РФ в данном направлении пока нет.
Итак, ситуация получается двоякая. Если вести речь об относительно новых домах, изначально оборудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии — тут все понятно: все собственники жилья не должны нести ответственность за некоторых несознательных граждан, которые по разным причинам не хотят поддерживать теплосчетчики в рабочем состоянии. Но много ли таких домов в общей массе жилфонда нашей страны? Пожалуй, капля в море. В других же домах, коих в России большинство, при реализации решения КС РФ возможны проблемы, о которых говорилось выше. Какие шаги предложит правительство России, чтобы этих проблем избежать? Думается, узнаем об этом в ближайшем будущем.
Алексей Нилов