Мы продолжаем обзор мнений экспертов, профессионалов и участников рынка ЖКХ, высказанных ими в социальных сетях на уходящей неделе. В этом выпуске читайте мнения экспертов и активных жителей по поводу концессий в ЖКХ, начала реализации закона о прямых договорах и протестные акции против повышения цен за ЖКХ.
На уходящей неделе в повестке снова оказалась тема концессий. Это связано с заседанием Комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ Торгово-промышленной палаты. Мероприятие называлось «Первые итоги концессионных соглашений: достигнуты ли цели их реализации? Внедрение наилучших практик».
Председатель Комитета Андрей Широков отметил, что износ коммунальной инфраструктуры, оставшейся после распада СССР, составляет порядка 60–70%. В связи с этим федеральная администрация пытается найти способы финансирования модернизации систем жизнеобеспечения, в том числе с привлечением частных инвестиций. Одной из форм такого партнёрства являются концессионные соглашения. Правда, не все согласны с тем, что они смогут изменить положение дел.
Как отметил член комитетов ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ и экономики недвижимости Юрий Павленков, внедрение коммунальных концессий нельзя рассматривать в отрыве от концептуального отраслевого развития и законодательного обеспечения ключевых направлений.
«На текущем этапе отраслевые тренды характеризуются тревожным процессом дальнейшего искусственного снижения роли всех участников отношений в жилищно-коммунальной сфере», — полагает он. — «Кроме одной группы: РСО — поставщиков коммунальных ресурсов и их многочисленных агентов. Повсеместному и тотальному давлению подвергнуты жилищные управляющие организации, жилищные объединения собственников, фактически из процесса влияния исключены сами собственники-потребители, так и не получившие статус заказчиков ЖКУ, многочисленные подрядные организации».
Он подчёркивает, что подавляющее большинство концессий (муниципальные) имеют незначительную капитализацию — от 4 до 20 млн руб., и поэтому концессиями не являются. Главное, по словам Павленкова, то, что лоббисты данной формы соглашений хотят «в очередной раз облегчить карманы граждан, региональных и муниципальных бюджетов в интересах узкой ресурсно-ростовщической группы лиц».
Один из участников дискуссии Валерий Семенищев задался вопросом, возможно ли отремонтировать муниципальную теплосеть через энергосервисный контракт, то есть за счёт создания экономии, а не за счёт повышения тарифа? Какие ещё возможны варианты, кроме концессии?
Свой вариант решения проблемы дал директор Центра муниципальной экономики Борис Хмельников.
«В общем виде, конечно, возможно без концессии, через реализацию производственной или инвестиционной программы, путем включения соответствующих мероприятий в программы, обоснование финансовых потребностей на их реализацию», — считает он. — «Вообще же все мероприятия, в том числе, и через привлечение инвестиций, должны быть нацелены на выполнение целевых показателей, например, сокращение потерь и снижение аварийности, а это может привести и к снижению расходов».
А тем временем Михаил Мень, исполняющий обязанности министра строительства и ЖКХ до назначения нового правительства, недавно заявил в интервью, что «вопросы низкого качества поставляемых ресурсов могут быть связаны с неисправностью внутридомовых сетей, мы уже об этом говорили — они остаются зоной ответственности управляющей компании, и исправлять поломки предстоит именно УК». Когда принимался закон о прямых договорах, то именно этот пункт был особо критикуемым: кто же всё-таки будет отвечать за внутридомовые сети и за качество ресурса?
И вот теперь, когда пришло время внедрять прямые договоры, этот вопрос всплывает на практике. И явно, что становится «камнем преткновения».
«Все оставить как есть или отменить ЖК полностью!» — восклицает один из активных жителей Александр Тукалевский. — «Честно скажу, мы на своем доме давно не живем по ЖК. Отменить — это не значить разрушить. Главным критерием должен быть устав жития и договор с УК о совместном управление МКД. Мы там все расписали и за 15 лет вопросов не было, несмотря на три банкротства УК. А когда „чибинисиады“ лезут в мой монастырь со своим уставом, мне хочется послать их вместе с ЖК в бан!»
«Интересно, что скажут сторонники „прямых договоров“, когда у них из кранов польется вместо воды жидкое „гуано“, и их начнут гонять от Понтия к Пилату, то есть из УК в РСО и обратно», — заметил редактор журнала «Коммунальщик XXI века» Игорь Старшинов.
Правда, недовольным возражает другой активный житель.
«Раньше было по-другому?» — задаётся вопросом в дискуссии Роман Аверьянов. — «У нас ГВС не того качества. Куда обращаемся? В УК! УК говорит — это РСО! С РСО они боятся бодаться. Собственно, ничего не меняется. Вот буквально вчерашние разборки с УК. У РСО какие-то ремонтные работы, воду подают ниже температурой. Год назад было также, обещали перерасчет. Но воз и ныне там. Это перед гидравлическими испытаниями ежегодно».
Но Александр Тукалевский ему оппонирует, указывая, что это редкий случай.
«Я первый раз это слышу от вас», — пишет он. — «УК, имея большой юридический отдел, всегда занимается претенциозной работой и никогда я не видел и не слышал, что УК отказывается в принятие решений по РСО, вам просто не повезло!»
Одним словом, закон приняли, но уже эти дискуссии показывают, что критики не зря предупреждали. На практике будет перекладывание ответственности и споры между собственниками, РСО и УК.
А тем временем в России, правда, не в Подмосковье, а в Нижнем Новгороде произошёл уличный протест из-за роста платы за ЖКХ. Для России это редкий случай, когда именно деньги за ЖКХ заставили людей объединиться и перекрыть дорогу. Протестующие перекрыли дорогу, выставив фуру с прицепом возле офиса компании «Волгаэнергосбыт», куда активисты передали жалобу.
«Мы считаем, что суммы, указанные в квитанциях, — это обычный грабеж», — заявил местный житель Владимир Соколов. — «Нам не дали внятных объяснений, а лишь предложили заплатить в рассрочку под маленький процент. Разве это законно? В моей квартире всю зиму было прохладно, но почему-то я должен заплатить на шесть тысяч больше».
Ситуацию прокомментировали эксперты и активные жители.
«Когда-нибудь это начнёт происходить по всей стране», — заявила жительница Эльвира Карнаухова. — «Как можно жить на пенсии россиян в 12 000, и при этом отдавать в отопительный сезон половину своего дохода. Хотя достаточно и других категорий граждан, работающих на нерентабельных предприятиях за те же деньги, владельцы которых миллиардеры».
Правда, меры по разрешению ситуации в рамках закона уже приняты, уверил зампред комитета по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин.
«По нашей информации, прокуратура Нижегородской области уже проверяет информацию о возможных нарушениях при производстве перерасчета платы за теплоснабжение», — заявил он. — «Будут установлены основания перерасчета, а также правильность определения доначисленных сумм».
Он также добавил, что на законодательном уровне необходим более жёсткий контроль за реализацией мер энергосбережения в многоквартирных домах, в частности, за установкой автоматизированных узлов погодного регулирования.
«Мы видим, что ежегодная разовая корректировка платы за отопление в случае существенных доначислений провоцирует конфликты», — заключил Сидякин. — «Нужно подумать над тем, чтобы ввести более комфортный для граждан порядок расчетов за отопление, чтобы избежать повторения ситуации в будущем».
Подготовил Евгений Сеньшин