Компания, проигравшая суд Госжилинспекции, рискует проиграть репутацию жителям
Борьба жителей чуть более десятка многоквартирных домов с управляющей компании «ДЭЗ № 6» происходит с завидной регулярностью. Дело дошло до регулярных встреч жителей, где присутствовали чиновники местной администрации и самой управляющей организации. Последний раз яблоком раздора стала ситуация с провайдером. Но отмотаем время в конец 2015 года.
Как поясняют жители, в декабре 2015 года управление всеми домами, построенными «Ленинвест Холдинг», было передано от ТСЖ «Березовая Роща», «Березовая роща-1» и «Центральное» напрямую в «ДЭЗ № 6». И тогда, по свидетельству собственников, квартплата за коммунальные услуги резко возросла. По их словам, счета от «ДЭЗ № 6» составляют от 7,5 до 10 тысяч рублей за однокомнатную квартиру, от 11 до 13 тысяч — за двухкомнатную и от 13 до 16 тысяч — за трехкомнатную.
Кроме того, жители были недовольны тем, что компания не предоставляет им в должном виде документацию и отчетность. Например, по данным жителей дома Березовая, 9, только по статье «содержание жилья» компания собирает более двух миллионов рублей в год, что составляет примерно 180 тысяч рублей в месяц. Есть непонятная статья «содержание конструктивных элементов здания». Плата за нее со всего дома составляет более 1,5 миллионов рублей в год. За услуги консьержек весь дом платит более 3,6 миллионов рублей в год. Это значит, что каждая из них должна получать в месяц в районе 40 тысяч рублей, а по факту, как говорят жители, — только 20 тысяч. Все это вызывало вопросы, на которые не было ответов.
И, на конец, по каким-то неясным причинам управляющая копания не пускала в дома других интернет-провайдеров. Единственный, кому можно было там работать, это «Транском», который является монополистом во всех домах, построенных «Ленинвест Холдингом». Впрочем, причину можно было предположить. «Транском» был карманной компанией застройщика или же их собственников связывали какие-то дружеско-коммерческие узы.
В итоге собственники стали писать жалобы во все инстанции, добились внимания со стороны прокуратуры, администрации Ленинского района и Госжилинспекции. Правда, найти управу на «управляшку» стало возможным не сразу и далеко не во всем. Но со стороны Госжилинспекции были сделаны хоть какие-то шаги в этом направлении. Так, только в середине 2016 года «ДЭЗ № 6» вернула жителям 280 тысяч рублей переплаты по ее предписанию. Тогда сотрудники ГЖИ обнаружили нарушения порядка начисления платы за коммунальные услуги при проверке жалобы жителей дома по адресу: ул. Завидная, 4. В квитанциях компании площади жилых и нежилых помещений не соответствовали техпаспорту новостройки. Кроме того, при расчетах платы за тепло учитывались показания индивидуальных приборов учета, однако в квартирах теплосчетчики отсутствовали.
«Если управляющая компания перед началом отопительного сезона не имела понятия о том, как корректно начислять плату по правилам предоставления коммунальных услуг с учетом технической индивидуальности каждого дома, она могла бы обратиться в Госжилинспекцию за консультацией», — заявил тогда руководитель Госжилинспекции Московской области Вадим Соков. — «В этом случае можно было избежать жалоб. Специалисты отдела по надзору за начислением платежей за жилищно-коммунальные услуги не откажут в оперативном консультировании».
Что касается провайдера «Транском», то на данный момент эта проблема разрешилась. Но жителям пришлось немало попотеть в борьбе с «ДЭЗ № 6». Чтобы понять суть проблемы, достаточно процитировать открытое письмо одного из жителей в администрацию Ленинского района. Это зовут Алексей.
«Хочу поинтересоваться, почему у жителей Красного Камня, а именно ул. Ольховая, Березовая и ул. Советский проезд 4 и 3, т. е. там, где присутствует управляющая компания ДЭЗ-6, есть только один интернет провайдер?» — писал он.
Он утверждает, что, во-первых, жители никогда не голосовали за «Транском», а во-вторых, это чистой воды монополизм, нарушающий их права. Конкурентом в той борьбе стал другой провайдер.
«Основываясь на Жилищном Кодексе РФ, ФЗ „О связи“ № 126, ФЗ „О защите конкуренции“ № 135, видновский провайдер хочет восстановить конкурентную среду по указанным выше адресам и способствует провидению очных и заочных голосований собственников многоквартирных домов», — жаловался Алексей.
Но, по его словам, «ДЭЗ № 6» всячески этому мешала. Например, как он утверждает, раздавала устные указания консьержам домов не допускать размещения уведомлений о проведении очных и заочных голосований. Консьержи, не стесняясь, угрожали, оскорбляли и даже в некоторых случаях применяли физическую силу против сотрудников провайдера, которые от имени одного из собственников многоквартирного дома, инициатора голосования, проводили заочное голосование в доме. Вот такие методы противостояния жителям использует «ДЭЗ № 6», когда те пытаются отстоять свои законные права.
Жители писали не только в администрацию района, но и в Госжилинспекицю. Это были дома 1, 2, 3, 4 и 6 по Ольховой улице, а также Березовая, 9, дома Завидная, 4 и Советский проезд, 4. Госжилинспекция признала неправоту «ДЭЗ № 6». Она выдала восемь предписаний устранить нарушения. В ходе проверок обращений жителей инспекторы установили: в МКД договоры по предоставлению данного вида услуг заключены с одним провайдером при отсутствии решений общих собраний собственников по этому вопросу. Ведомство потребовало предоставить решения общих собраний об использовании общего имущества домов для размещения средств связи операторами. Управляющая организация также должна была предложить собственникам варианты передачи общего имущества в пользование интернет-провайдерам и операторам связи на возмездной основе — на наиболее выгодных для жителей условиях и с использованием конкурсного отбора.
Но «ДЭЗ № 6» заупрямилось и обратилось в Арбитражный суд Московской области с требованием признать предписания незаконными, неисполнимыми и недействительными. Юристы компании ссылались на то, что оборудование размещалось уже при строительстве домов. Коммунальщики также считали, что Госжилинспекция при проверке нарушила федеральный закон о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного надзора.
Правда, суд встал на сторону Госжилинспекции. В начале года он признал все ее предписания законными и отказал в удовлетворении требований управляющей организации.
«В решении суда отмечено: управляющая компания, установив факт размещения оборудования, в любом случае должна была провести общее собрание для оформления соответствующего решения собственников», — заявил тогда Вадим Соков. — «Подготовка предложений о рациональном использовании общего имущества является одним из стандартов управления многоквартирным домом. Следовательно, предписания являются конкретными и исполнимыми. Они выданы в рамках полномочий Госжилинспекции и при наличии достаточных оснований. Поэтому сохраняют законную силу».
Несмотря на то, что в некоторых вопросах Госжилинспекция смогла приструнить управляющую организацию, недовольство жителей все еще осталось. Более того, переросло в желание сменить управляющую организацию.
«В прошлом году мы инициировали несколько встреч с представителями «ДЭЗ № 6», — поясняет Виктор, один из жителей. — «В качестве арбитров были даже сотрудники городской администрации. Нас интересовали вопросы платежей за содержание жилья, тема с провайдером-монополистом, использование нашего общедомового имущества в коммерческих целях, хотелось понять, что мы с этого получаем. У нас есть платные автостоянки. Куда идут деньги? А кроме того, хотелось бы все-таки знать, как и когда мы проголосовали за то, чтобы „ДЭЗ № 6“ управлял нашими домами. Никто из нас, активных жителей, этого не помнит. Нам эти документы так и не показали, как и не показали другие запрошенные на прошедшей встрече документы. Поэтому мы решили менять управляющую организацию. Лето было не самым лучше временем для этого. Наступает осень, и мы снова попробуем перейти в нормальную управляющую компанию. Потому что в „ДЭЗ № 6“ работают настоящие крохоборы».
Григорий Колотов