В первой части нашего расследования коммунального детектива в Мирском проезде Балашихи мы расскажем о том, как вмешательство спасателей в ЖКХ из благих побуждений, привело к обратным последствиям.
Жилой микрорайон Салтыковка по Мирскому проезду является этаким балашихинским Калининградом. По бумагам он вроде как свой, а фактически территориально отделён от Балашихи и располагается на задворках не то Реутова, не то Москвы. Тем не менее тихой гаванью это место не назовёшь. Уже более полутора лет за право обслуживать эти жилые дома борются две управляющие компании.
В виду достаточно высокого накала страстей у участников, постараемся абстрагироваться от эмоций и рассмотреть развитие событий. Для этого мы будем опираться не на слова, вовлеченных в конфликт людей, потому что у каждого своя «правда», а на имеющиеся в открытом доступе документы.
Но сначала небольшая предыстория, анклав из 8 домов по Мирскому проезду, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 13 и 14 заселен военными пенсионерами и до 2011 года обслуживался армейскими коммунальщиками из квартирно-эксплуатационной части Люберецкого района. После того как Минобороны решило отдать в частные руки управление жилфондом и расформировала КЭЧ, на её базе была создана управляющая компания «УК Мирчане», которую, согласно протоколам, и выбрали жители Мирского проезда для продолжения обслуживания своих домов.
Таким образом, с 2011 года коммунальными вопросами в Мирском проезде заведовала «УК Мирчане». Так продолжалось до реформы ЖКХ в ходе которой была введена система лицензирования деятельности управляющих компаний и сертификации руководящего состава УК.
Поясним, что у каждой управляющей компании имеется специальный реестр, куда включаются обслуживаемые дома. Всем действующим на тот момент коммунальным организациям был дан срок на получение лицензии и сертификацию руководителей до 1 мая 2015 года. У всех не успевших автоматически обнулялся реестр домов. После чего жители формально оставшихся без управляющей компании домов должны заново выбрать себе обслуживающую организацию. Если же люди не могут сорганизоваться, то уже местным властям приходится проводить открытый муниципальный конкурс по выбору УК.
Как не трудно догадаться, по всем законам драматического искусства, «УК Мирчане» не успели получить лицензию в срок. Справедливости ради надо сказать, что они по собственной вине «прощелкали» заветный документ, поскольку до конца не разобрались в нюансах процедуры подачи документов на получение лицензии. Обвинения чиновников Госжилинспекции в нерасторопности и излишней медлительности, на наш взгляд, это разговоры в пользу бедных. Если у инспектора ГЖИ по закону есть 30 дней на принятие решения, то он не обязан делать это через 3 дня.
Таким образом, к 22 мая, когда «УК Мирчане» получили наконец лицензию, их реестр домов оказался абсолютно пуст.
Поскольку на 30 апреля было уже ясно какие управляющие компании опоздали и получат лицензии с белым реестром, обозначился жилфонд, который остаётся с 1 мая без УК.
Однако исключенные из реестра дома остаются без коммунальщиков лишь формально. Согласно жилищному законодательству, управляющая компания в таких случаях продолжает нести ответственность за жилфонд и обслуживать его до тех пор, пока собственники не выберут себе УК заново или не будет проведёт муниципальный конкурс.
Тем не менее власти сразу нескольких городов Подмосковья видимо прочитали закон о лицензировании по диагонали и восприняли ситуацию буквально — что с 1 мая все не получившие лицензию компании перестанут работать и на их домах случится коммунальный коллапс. По крайней мере только этим, на наш взгляд, можно объяснить по какой причине ряд муниципалитетов, в том числе и Балашиха, привлекли МЧС и с помощью Комиссий по предупреждению чрезвычайных ситуаций назначили на эти дома «временные организации для управления многоквартирными домами». Разного рода конспирологические версии о лоббировании чиновниками интересов тех или иных коммунальных компаний мы не рассматриваем, поскольку опять же нету никакого документального подтверждения подобных связей.
И хотя много позже прокуратура официально объявила незаконными все случаи назначения МЧС временных управляющих компаний, как несоответствующие нормам жилищного законодательства, действия чрезвычайных комиссий привели к необратимым последствиям, которые мы сейчас и наблюдаем.
В нашем случае точкой отчета стало 30 апреля 2015, когда Комиссия МЧС Балашихи вынесла решение о назначении на жилфонд «УК Мирчане» временной управляющей компанией УК «СЕРВИС ПЛЮС».
Подчиняясь предписывающим документам «УК Мирчане» в середине мая передала коллегам техническую документацию на дома и предоставила помещение под технические службы и «СЕРВИС ПЛЮС» приступило к обслуживанию.
Параллельно во всех домах были инициированы голосования жителей по выбору управляющей компании. Надо полагать, что агитацию среди собственников вели обе компании, для одних это была возможность закрепиться на новом жилфонде, другим же необходимо было вернуть утраченные позиции.
Итоги были подведены уже в середине июня. Результаты оказались достаточно интересными: необходимый по Жилищному кодексу кворум 50% + 1 кв. м. набрался только в половине домов Мирской проезд, 3, 4, 5 и 6. Согласно протоколам, собственники выбрали «УК Мирчане». Соответственно в 7, 9, 13 и 14 домах жители своё право по выбору УК так и не реализовали.
Если отталкиваться от жилищного законодательства, то дальнейший порядок действий должен был быть таким: Госжилинспекция проверяет протоколы состоявшихся голосований и, при положительном результате, говорит спасибо временной УК «СЕРВИС ПЛЮС», после чего включает 3, 4, 5 и 6 дома в реестр «УК Мирчане», за которую проголосовали жители. В свою очередь, администрация Балашихи печально посмотрев на собственников Мирского проезда 7, 9, 13 и 14, которые так и не решили кому обслуживать их дома, должна была объявить муниципальный конкурс по этим многоквартирникам. А про 3, 4, 5 и 6 дома забыть.
В реальности всё оказалось по-другому — и ГЖИ и горадминистрация пошли третьим путём и приняли, на наш взгляд, достаточно спорные решения, которые до сих пор вызывают вопросы.
Начнём с ведомства Вадима Сокова — областная Госжилинспекция проверила пакеты документов по 3, 4, 5 и 6 домам Салтыковки, которые им направила УК «Мирчане» и выявила ряд нарушений при проведении голосований.
В то же время инспекция и не вынесла отрицательного заключения о том, что процедура не соответствует нормам жилищного законодательства. Такое половинчатое решение привело к неопределённости и позволило трактовать его в свою пользу обеим из сторон конфликта. Если выявленные нарушения в процедуре голосования ГЖИ считает существенными, то почему не оспорила протоколы в суде? Если же Госжилинспекция не считает эти нарушения существенными, то почему сразу не включила дома в реестр лицензии «УК Мирчане»?
Впоследствии оказалось, что ГЖИ всё же посчитала нарушения мелкими и не влияющими на результат голосования. Однако выяснилось это гораздо позже, когда ситуация уже накалилась до предела. Не понятно до сих пор и почему инспекция до осени тянула с включением этих четырёх домов в реестр «УК Мирчане».
В то же самое время, в конце июня, располагая данными о том, что в 4 домах состоялись голосования по выбору УК, но не дожидаясь по этому поводу заключения ГЖИ, администрация Балашихи объявляет конкурс сразу по всем 8 домам. В течение месяца, отведённого на подготовку конкурса, жители отголосовавших домов и «УК Мирчане» рассылают требования прекратить его всем, кто не успел прикинуться ветошью: администрации Балашихи, городскому управлению ЖКХ, антимонопольщикам и прокурору, а заодно и подали в суд на руководство Балашихи.
Быстрее всех, как это ни странно, отреагировали в Управлении федеральной антимонопольной службы, которая 31 июля предписала «аннулировать конкурс, в том числе все протоколы, составленные в ходе его проведения».
Спустя неделю своё слово сказал и Балашихинский городской суд. Решением от 6 августа 2015 года он «признал незаконными действия администрации г/о Балашиха, выразившиеся в объявлении конкурса», также незаконным было признано и бездействие чиновников по отмене конкурса, так как жители половины домов уже выбрали себе УК.
Кроме того, УФАС и городской суд в своих заключениях популярно разъяснили, что собственники домов на Мирском проезде, 3, 4, 5 и 6 не только в установленном законом порядке выбрали себе управляющую компанию, но и реализовали свой выбор, заключив договоры управления с «УК Мирчане». Как говорится в решении суда, на заседании были предоставлены как реестр заключенных договоров, так и оригиналы этих договоров.
На этом основании в середине августа «УК Мирчане» вновь приступили к обслуживанию третьего, четвёртого, пятого и шестого домов Салтыковки и направили в адрес «СЕРВИС ПЛЮС» письмо с требованием вернуть по этим домам техническую документацию и освободить техническое помещение.
На сколько нам известно, техдокументация до сих пор не передана. Интересно, что за не передачу техдокументов предусмотрен административный штраф в размере 250 тысяч рублей за каждый дом. Однако, по нашим данным, Государственная жилищная инспекция по этому поводу пока не направляла в адрес «СЕРВИС ПЛЮС» предупреждающих предписаний, за которыми могло бы последовать наказание миллионным штрафом. Тем не менее из этого не стоит делать далеко идущих выводов. Поскольку, в силу высокой загруженности, надзорный орган не всегда успевает посмотреть в нужную сторону и в этом деле ГЖИ всячески приветствует обращения граждан, которые могут сообщить о правонарушениях инспекторам.
На этом заканчивается первый акт борьбы за скромный жилфонд Салтыковки. В следующем материале к нынешним действующим лицам присоединятся администрация президента РФ, Общественная палата РФ, Арбитражный суд МО, областная прокуратура и многие другие. А будет ли от этого результат читайте на нашем портале.
Евгений Плотников