Юрий Павленков: «Минстрой осознанно готовит Майдан в жилищной сфере»

25.12.2017 в 17:04
Поделитесь новостью:
36195
0
Версия для печати
Выбор редакции

В первой части беседы с нашим экспертом — членом комитета ТПП по предпринимательству в ЖКХ, генеральным директором НП «Индустрия Сервейинг» Юрием Павленковым мы подвели итоги уходящего года. Теперь пришло время поговорить о планах на следующий год.

Тогда каких положительных изменений вы ожидаете в будущем, в том же 2018 году? На что чиновникам сферы ЖКХ нужно обратить внимание?

Первое, России необходим институт уполномоченного по защите конституционных жилищных прав граждан. Для начала жилой многоквартирный дом должен стать завершенным техническим и имущественным объектом, то есть с поставленным на кадастровый учёт земельным участком, сформированным общим имуществом МКД, определённой и зарегистрированной долей в праве ОИ МКД, корректной оценкой имущественного комплекса.

Тогда у собственников в многоквартирном доме появляется вторая ипостась. Они становятся совладельцами доли в праве, то есть приобретают главное право — заказчиков жилищных и коммунальных услуг и получают возможность самим контролировать их объем и качество. А не как сегодня это делается через посредников МФЦ и «автоматическое расщепление» платежей.

Только через обладание землей владельцы доли в праве (а не собственники жилого помещения) общего имущества в жилом комплексе приобретают право заказчиков проектов по комплексной модернизации и реконструкции своих домов, как например, это сделали в Москве на Мишина, 32.

Далее, необходимо срочно восстанавливать институт технической инвентаризации и учета многоквартирных домов. В настоящее время в Госдуме в результате четырехлетнего дискурса все же внесен и прошел первое чтение законопроект о восстановлении государственного учета жилищного фонда. В основе института техинвентаризации и техучета должна лежать обязанность застройщиков многоквартирного дома зафиксировать первичную достоверную и юридически значимую фактическую информацию о технических характеристиках и техническом устройстве дома.

В комитете ТПП РФ по экономике недвижимости 28 сентября было проведено обсуждение внесённого Минстроем законопроекта. К нему было высказано немало замечаний и предложений. Ключевое — в нём полномочия по проведению обязательного технического учёта передаются на региональный уровень, причём на усмотрение региональных властей. В финансово-экономическом обосновании сказано, что денег на реализацию закона не потребуется. В таком варианте к реализации данной инициативы можно не приступать — пользы не будет.

По моему мнению, средства на данную важнейшую задачу сегодня есть. В региональных кубышках капремонтов сегодня без дела пылятся не менее 350 млрд рублей. Для этого потребуется израсходовать около 3% собранных с граждан средств. Если регионы отнесутся к данной задаче добросовестно, то органы технической инвентаризации (сегодня создаются на их базе ГБУ кадастровой оценки) совместно с ГЖИ за пять лет способны актуализировать техническую информацию об МКД.

 

Все-таки нужно что-то делать с системой лицензирования?

Не просто лицензирования. Необходимо вообще проводить реформу контрольно-надзорной деятельности в ЖКХ. Для этого она вновь должна стать по аналогии с ФАС вертикально подчиненной структурой, а не так как сделал замминистра ЖКХ Андрей Чибис. Подложил для себя такую уютную «подушку» — из функций и полномочий положений о государственном жилищном надзоре и главном жилищном инспекторе, выхолостил задачи защиты жилищных прав граждан, надзора над техническим состоянием, должностную и персональную ответственность за результаты контрольно-надзорной деятельности. Отставил только одно полномочие — писать протоколы и накладывать штрафы на основе «жалоб жителей» и проверки мало кому нужной информации в различных запутанных информационных системах.

Сегодня многоквартирный дом является сложной инженерно-технической системой, в котором работает сложное специализированное оборудование, и жилищный надзор не может знать и контролировать все устройства. Но у жилищного надзора должна быть одна абсолютная задача — координировать все спецорганизации и остальные контрольно-надзорные органы, имеющие отношение к многоквартирному дому и аккумулировать такую информацию в публичной информационной системе. Но такой методики нет, нет и таких задач у органов ГЖН. В том виде, в каком сегодня живет и функционирует жилнадзор — он не только малоэффективен, но фактически бесполезен.

Андрей Чибис

И здесь нужно сказать, что совмещение должности замглавы Минстроя и с должностью главного жилищного инспектора, что делает Андрей Чибис, очень странное. Налицо конфликт интересов, и у меня в голове не укладывается, как такое вообще могло пропустить и закрывать глаза в течение трех лет правовое управление президента. Почему об этом «как рыба об лед» молчит Федеральная антимонопольная служба, куда за три года нами направлена куча запросов? Поэтому министру строительства и ЖКХ Михаилу Меню я бы посоветовал срочно нужно объявить публичный конкурс либо на замещение вакантной должности заместителя министра по ЖКХ, либо на замещение должности главного жилищного надзирателя. Приход любого нового специалиста на любую из этих должностей приведёт к несомненным позитивным отраслевым переменам.

Что касается лицензирования, то я убежден, что оно не работает и нанесло неизмеримый вред жилищной сфере. Мы бездарно потеряли три года. Особенно это заметно в Москве, в которой проведена тотальная ГБУ-изация жилищного управления. Сегодня собственники в Москве не могут решить ни одного существенного вопроса в своем доме, и у них осталась единственная планида — исправно оплачивать выставляемые МФЦ транзитные ЖКУ-чеки.

Необходимо срочно отменять лицензии и возвращаться к организации взаимодействия между ассоциациями жилищных объединений собственников и ассоциациями профессиональных управляющих и иными профессиональными объединениями — кадастровых инженеров, союзом инвентаризаторов, региональными операторами капремонтов, строительными объединениями, ассоциациями ресурсоэнергосбережения.

 

К слову сказать, насчет энергосбережения. Необходимы ли здесь какие-то шаги?

Об энергосбережении мы слышим много лет, но воз и ныне там. Надо всерьез приниматься за эту систему. Тем более, если переход на «прямые договоры» всё же состоится, то каждый поставщик ресурсов будет сам доносить свой ресурс до конечного потребителя, то есть до крана, розетки, батареи, квартирного котла. И сам будет вынужден отвечать за его количество и качество. Это означает, что измерение параметров каждого ресурса должен осуществлять сам поставщик. Поэтому он заинтересован в поддержании технически исправного состояния внутридомовых инженерных систем (ВДИС), тогда ресурс будет поставляться без перебоев и качественно. Но это в теории.

Поскольку ресурсники прекрасно осведомлены, что денег для качественного содержания ВДИС у управляющих всегда недостаточно и у собственников дополнительно также взять нечего, то придется договариваться управляющим с РСО о способах финансового участия последних о поддержании в технически исправном состоянии «последней мили» соответствующего коммунального ресурса.

 

Какую бы из всех необходимых задач вы назвали бы главной?

Учреждение в России института уполномоченного по защите конституционных жилищных прав граждан. Наш бедоносный Минстрой в части ЖКХ именно эту задачу провалил с особо циничным грохотом. В последнее время в ходе многочисленных обсуждений развития способов давления на граждан — так называемых «должников» — представители РСО не стесняются приводить примеры «положительного опыта коллективного наказания должников» путём тотального отключения МКД от снабжения определённым ресурсом. При этом, ресурсники самодовольно подчеркивают, что прокуратурой не вынесено соответствующее предписание. Для России с ее особыми климатическими условиями такие действия принимают особо изощренные формы испытания для беззащитных граждан. Это, конечно, тупик и венец жилищно-коммунального регулирования, который особо ярко проявился при Мене и Чибисе.

В стране сегодня работает много институтов уполномоченных по защите различных гражданских прав — от общечеловеческих до экономических. Но институт защиты жилищных прав граждан, способный обеспечить баланс интересов граждан и той пищевой цепи, которой посвящены предыдущие блоки, по странному ходу вещей до сих пор отсутствует. В результате мы уверенно и целенаправленно, фактически под марш «Прощание Славянки» идем к тому, что жители могут остаться вообще без жилищ. Более того, меня не покидает навязчивое предчувствие, что Минстрой осознанно готовит Майдан в жилищной сфере. Своё недовольство Минстроем особо подчеркнул в этом году и президент России, в отличие от двух прошлых конференций, где тематика ЖКХ несмотря на взрывной характер, не поднималась в принципе.

 

И какое резюме мы делаем?

Одним словом, я не вижу каких-то законодательных и практических тенденций к тому, что в 2018 году в системе жилищно-коммунальных отношений что-то изменится к лучшему. Нет ни одного заметного луча надежды в нашем тёмном ЖКХ-туннеле: в техническом регулировании — провал, в жилищном надзоре — провал, в тарифном регулировании Артемьев не подаёт ни малейших позитивных сигналов, скорей наоборот, похоже он смирился с чибисовским концессионным блудом, программы капремонта в нынешнем виде трещат по швам, управляющие жилищные организации и жилищные объединения находятся под жесточайшим и карательным контрольно-надзорным прессом.

Беседовал Евгений Сеньшин

 

С мнением других наших экспертов по итогам 2017 года вы всегда сможете ознакомиться здесь.

Комментарии

Есть мнение? Добавьте комментарий:

наверх
наверх