Мы продолжаем обзор мнений экспертов, профессионалов и участников рынка ЖКХ, высказанных ими в социальных сетях на уходящей неделе. В этом выпуске эксперты обсуждали тарифы ЖКХ в связи повышением НДС и вспомнили о прямых договорах, закон о которых был принят полгода тому назад.
Что будет, если не поднять тарифы ЖКХ?
Главной темой уходящей недели в ЖКХ стала проблема, как повышать тарифы в связи с повышением НДС с 18% до 20%. В частности, Минэкономразвития высказалось, что это необходимо сделать в два этапа. Сначала с 1 января будущего года повысить на 1,7%, а затем с 1 июля на 2,4%. А еще ранее Минэнерго предложило проиндексировать тарифы ЖКХ также в два этапа. Только сначала поднять на 1,7%, а потом еще на 4%. Минфин не высказал никаких замечаний по этому поводу.
Зато глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев назвал такие предложения абсурдом. Он считает, что в 2/3 регионов тариф и так выше экономически обоснованного уровня, а где-то и вообще в 20 раз выше. В ведомстве считают, что повысит можно только один раз на 1,7% и только в тех регионах, где тарифы занижены.
Череда новостей на эту тему не была оставлена без внимания экспертов. Глава ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин назвал подход Минэкономразвития разумным.
«Надо отдать должное МЭР, да и другим министерствам — Минстрою, Минэнерго, коллеги поддерживают самый разумный, на мой взгляд, из всех вариантов решения проблемы повышения налога», — прокомментировал он. — «Возможно, не все хотели такой волны в медиа, но здесь все просто: чем меньше публичных дискуссий, тем выше вероятность, что про ЖКХ „просто забудут“. Ждем и надеемся, что правительство нас поддержит».
Что касается заявлений Игоря Артемьева, то Макрушин считает, что без двухэтапного повышения потребуется компенсации выпадающих доходов из бюджета. По его мнению, антимонопольщики не учитывают собираемость. Сейчас она держится на уровне 95–96%. Это, по его словам, вообще означает, что резервы нужно еще и увеличивать до 4–5%.
Председатель ТСЖ «Перовская 22 корпус 2» Сергей Шиянов задумался не только о поставщиках ресурсов, но и о проблеме содержания жилья. Ставку на нее тоже придется поднимать в связи с НДС. Или же ухудшить качество услуг.
«Квартплата конечно «не повысится», — иронизирует он. — «Только повысятся услуги лифтеров, промышленных альпинистов, мусорщиков и других подрядчиков, работающих на доме. Повысится стоимость краски, кисточек, запорной арматуры, концелярии, программ и т.п. Варианта два. Увеличивать жилищную составляющую или на эту же сумму не докручивать, не докрашивать, не дообслуживать».
Жилищный активист Таисия Гаврилова в свою очередь вспомнила заявление министра строительства и ЖКХ Владимира Якушева, который пообещал, что тарифы на ЖКХ в связи с НДС повышаться не будут.
«Как же про то, что население от повышения НДС не пострадает, индексация повышения идет полным ходом, за все платит потребитель», — негодует она, обращаясь к Алексею Макрушину, как члену экспертного совета при правительстве. — «Назовите хоть один ваш проект цифровизации, который привел к экономии для жителей. У нас такие есть, но, к сожалению, именно вы и отказали в продвижении таких проектов. Вы проводите политику защиты лишь интересов транснациональных корпораций, выполняя их правила, ничего не развивая своего, и действуете прямо противоположно тому, что предписано президентом РФ. Соглашусь, что не совсем корректно писать вам именно так, но иначе вы не слышите..., увы, факты говорят о ваших настоящих интересах».
Не остался в стороне от проблемы и замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис. Но его главным образом интересует вопрос не с точки зрения жителя, а с точки зрения поставщиков ресурсов.
«Обсуждение возможных механизмов компенсации роста НДС для ресурсников продолжается, мы продумываем наиболее сбалансированный вариант, который не поставит под удар снабжение наших городов ресурсами», — написал он у себя на страничке в Facebook. — «Надо понимать, что ресурсоснабжающие организации не имеют никакой другой строки дохода, кроме тарифа, а тариф формируется таким образом, что каждая копейка, получаемая ресурсником, обоснована — это зарплаты, покупка топлива, необходимые ремонты. То есть дополнительные, непредвиденные расходы для ресурсоснабжающей компании — это катастрофа, им просто неоткуда взять дополнительные средства. Иными словами, дополнительные расходы, не учтенные в тарифе, приведут к массовым банкротствам, а значит — замерзающим городам, проблемам с водоснабжением. Поэтому решить проблему повышения НДС необходимо, но мы считаем, что решение должно быть максимально безболезненным для потребителей. Один из вариантов — дополнительное увеличение тарифа с 1 января 2019 г. на 1,7%, в связи с увеличением НДС с 18% до 20%».
Договоры по осени считают
Пока власти и ресурсники думают, как повысить тарифы на ЖКХ, эксперты вспомнили, что прошло полгода, как был принят закон о прямых договорах между жителями и ресурсниками. Когда его принимали, то одним из обоснований как раз было то, что он приведет к снижению платы за ЖКУ. Прошло полгода, какие результаты?
Например, активный житель Людмила из Подмосковья делится своим опытом попытки применить данный закон на практике.
«20 многоквартирных домов приняли решение в нашем городе перейти на прямые договора», — рассказывает она. — «Однако РСО отказали, так как не понравилась формулировка протоколов. Хотя в протоколе общедомового собрания стоит четкая формулировка из 59 федерального закона. Даже есть ссылка на этот закон. Безвластие и беззаконие — это лозунг наших отношений между РСО».
Но если Людмила сетует, что у их домов не получился переход, то другие участники дискуссии иронизируют над этим.
«Ну почему же, обратитесь к вашему бывшему главе Бычкову, он теперь первый заместитель в Минстрое, может быть, он вам поможет», — пишет представитель НП «ЖКХ-Контроль» Анжелика Пивоваренко. — «А потом к вам придут искать с ломиком несуществующую вытяжку на чердаке, чтобы ограничить должнице с маленьким ребенком осуществлять естественные потребности организма. Ибо при прямом договоре оферта публичная, собственники разногласия не могут вставить, так решили депутаты Госдумы».
Жилищный активист Валентина Васильева поддержала беседу.
«Прямые договоры — это уже выяснение отношений не УК и РСО, а каждый собственник и РСО. И только в последнюю очередь УК. Но это ещё нужно доказать. Не соскучимся...», — отметила она.
Председатель совета одного из подмосковных домов Сергей Бурков считает, что про закон потихоньку забыли.
«Не прошло и полгода, как про закон все забыли», — отмечает он. — «Как жили, так и живем. Характерно, что еще до принятия этого закона наша управляющая компания сама инициировала собрание, чтобы перейти на прямые расчеты с поставщиками ресурсов. Никто не проголосовал. Уже после принятия закона она опять попыталась сбросить с себя бремя быть посредника, снова инициировала собрание. Но жители не дураки, понимают, что им нужно будет кучу квитанций оплачивать и в случае проблем по теплу, горячей воде и электричеству судорожно искать телефон поставщика, ехать к нему разбираться. А тут всегда в случае чего телефон компании под рукой, позвонил, она все объяснила, держит ситуацию на контроле. И квиток один. И договор один, а не целая папка. В общем, похоже, будет пылиться этот закон на полке еще долго. И применяться лишь избирательно там, где долги „укашек“ будут доходить до немыслимых размеров».
Подготовил Евгений Сеньшин