В эти дни в России, в Екатеринбурге, проходит международная выставка Иннопром. Одной из тем мероприятия стал проект «Умный город». Что это такое и как определить, стал ли город умным? На эти вопросы отвечали участники форума «Умный город и бизнес: новые экономические возможности». Он прошел сегодня, 10 июля, в рамках Иннопрома.
Еще пару лет назад понятие «умный город» было совсем неизвестно жителям. Да и сегодня не совсем понятно, что это. Но нужно понимать, что сегодня при поддержке Минстроя и Минсвязи создан такой проект. Не хотелось бы, чтобы в итоге он стал очередной игрушкой, на которую были бы потрачены миллиарды, а потом про него все благополучно забыли. Напомним, что проект «Умный город» вошел в госпрограмму «Цифровая экономика». Для реализации проекта Минстрой создал рабочую группу «Умный город», в состав которой вошли представители федеральных и региональных органов власти, отраслевые представители, вузы, госкорпорации.
Но что же такое «Умный город», чтобы было понятно обычному человеку? На этот вопрос ответил один из участников дискуссии заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.
По его словам, сегодня нет четкого определения этому понятию.
«Что такое умный город?» — задался чиновник вопросом. — «Эта дискуссия ведется во всем мире. И четкого, одного определения нет. Мы не диссертацию пишем. У нас задачи дать определение. У нас есть задача договориться о принципах реализации».
Он отметил, что на сегодня определено пять таких принципов. Первое — это ориентация на человека.
«То есть ориентация на те запросы, которые идут от людей», — пояснил Андрей Чибис свою позицию. — «Горожанин должен иметь опцию влиять на принятие решений. Первым, как говорится, „подходом к снаряду“ стало всенародное голосование 18 марта за проекты по благоустройству. Интересно отметить, что на 60% результаты голосования поменяли первоначальные предложения муниципальных властей. Они считали, что сами определят, что нужнее горожанам, а горожане сказали свое мнение, отличное от чиновников».
Следующие принципы — это: безопасная и комфортная городская среда, том числе и экологическая безопасность; эффективная градостроительная политика, которая основана на анализе данных; технологичность городской инфраструктуры и экономическая эффективность.
Замминистра подчеркнул, что сегодня экономика индустриальной эпохи завершается, на смену ей приходит экономика сервиса. А потому российские города не должны сталкиваться с проблемой недостатка сервиса. Отсюда все внимание повышению качества услуг, в том числе и в ЖКХ. По его мнению, проект «Умный город» должен вообще убрать существующие неравенство среди горожан с точки зрения доступу к сервисам. Качественные услуги должны быть доступны для всех.
Он напомнил, что сегодня с помощью Минстроя запущен специальный банк знаний и решений. В нем находится более 30 решений, которые апробированы как в России, так и на Западе. Эта база знаний постоянно актуализируется, любой муниципалитет может взять их на вооружение. Более того, чтобы власти не боялись реализовывать их у себя, правительство введет механизм стимулирования.
«Начиная с 2019 года, больше субсидий будут получать те города, которые используют технологии умного города, содержащиеся в этом банке», — отметил Андрей Чибис. — «Вот база, ищите, пробуйте, делайте. Вот дополнительные деньги для этого направления».
Он напомнил, что на сегодня в проект «Умный город» входит 25 муниципалитетов, в том числе 10 столиц субъектов. Именно в них будут реализованы пилотные проекты. Помимо реализации общего плана мероприятий, для каждого такого проекта будет определен набор приоритетных технологий. Задача же власти федерального уровня — помогать убирать административные барьеры при внедрении этих технологий.
Замминистра отметил, что на сегодня у проекта «Умный город» три основных направления. Первое — это методология и совершенствование законодательства. Второе — создание инновационных «песочниц», то есть выявление и апробирование инновационных идей и проектов, а затем их финансовая поддержка и тиражирование по стране. В качестве примера он назвал сервис «Активный гражданин», который на данный момент активно используется в Москве. Планируется его распространять и в другие крупные города. И, наконец, третье направление — это цифровые платформы, которые позволяют планировать, некое, по его словам, цифровое «лего». Такие платформы должны отвечать интересам горожан и «дружить» между собой, то есть быть объединены в единую систему.
Но как измерить «интеллект» городов? На этот вопрос у разработчиков проекта тоже есть ответ.
«Мы создаем рейтинг IQ для городов», — пояснил Андрей Чибис. — «Этот рейтинг будет метрикой для реализации проекта „умный город“. При этом, у нас есть амбиция, что это будет международный рейтинг, который позволить нашим коллегам из других стран мерить болевые точки городов. Подход, который мы избрали, не технологический. Все подходы, которые есть сегодня, это, например, доступ к широкополосному интернету, количество датчиков, счетчиков и так далее. Но мы предлагаем измерять на количество этих вещей, а эффект от их внедрения. Например, мы предлагаем такой индикатор, как процент старшеклассников, добирающихся до школы самостоятельно. Это меряет сразу целый набор вещей. Это и доступность объектов образования, и безопасность, и транспортную логистику».
Что касается возможностей бизнес при реализации «умного города», то этот вопрос затронул заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Сергей Калугин.
«Умные города — это те, в которых легко вести бизнес», — заявил он. — «Как перед предпринимателями, так и перед городскими властями, стоит задача сделать условия для бизнеса комфортными. Но чтобы этого достичь, нужны стандарты. Трудно строить умные города, если большой раздел стандартов был подписан еще Иосифом Сталиным. Мы часто живем прекрасными умозаключениями. А экономика данных базируется на стандартах и на алгоритмах, которые над этими стандартами строятся».
Он отметил, что проект «Умный город» как раз включает в себя разработку новых стандартов. Правда, у России есть одна проблема: на сегодня нет инновационных компаний мирового уровня. Поэтому важно сделать так, чтобы компании и малого среднего уровня были объединены в единый консорциум для создания конкурентоспособного инновационного продукта. Вот это уже задача власти.
В дискуссии принимала участие также и исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капитального ремонта Анна Мамонова. Она размышляла на тему, как привести дома после капитального ремонта к «умному» состоянию. По ее словам, сегодня в домах в ходе капремонта одного многоквартирного дома делается 2–8 видов работ. Правда, комплексный капремонт делается не во всех регионах. А потому не везде используются технологии, которые сделают эти многоквартирными дома «умными».
«Сегодня мы делаем первые шаги в части автоматизации в системе капремонта», — пояснила она. — «Мы, например, выбираем исполнителя на подрядных площадках. Когда речь заходит о технологиях и материалах, мы задаемся вопросами, как установить правила, которые зададут определенный стандарт. Сейчас на базе нашей ассоциации создан комитет, у него сформирован план работ на предстоящий год. Один из элементов — это использование конкурентных способов закупки. Это необходимо, чтобы унифицировать процессы».
Кроме того, она рассказала, что сейчас разрабатываются ГОСТы по капитальному ремонту. Первый стандарт связан с выбором материалов и технологий для капремонта. Этот ГОСТ должен стать базовым инструментом для выбора инновационных и энергосберегающих технологий в капремонте. Еще два ГОСТа касаются проектирования и организации строительных работ.
В заключение добавим, что на сегодня утверждена «дорожная карта» по реализации проекта «Умного города», она рассчитана до 2024 года. В частности, до конца текущего года планируется обеспечить информационное взаимодействие Центра Компетенций «Умный город» с региональными центрами в части успешных решений и лучших практик управления городским хозяйством, разработать проект пакета методических документов и базы знаний по направлению «умный» город. А также разработать и утвердить концепцию «Умные города России» и соответствующий план реализации.
Евгений Сеньшин