Эксперты знают всё о ЖКХ: обзор за период с 11 по 15 июня

15.06.2018 в 14:03
Поделитесь новостью:
7669
0
Версия для печати
Выбор редакции

Мы продолжаем обзор мнений экспертов, профессионалов, жилищных активистов и участников рынка ЖКХ, высказанных ими в социальных сетях на уходящей неделе. В этом выпуске эксперты обсуждали новые законотворческие инициативы от Минстроя и попытки отменить ГИС ЖКХ и систему лицензирования.

Минстрой приготовил неприятный сюрприз для «укашек»

В июне на сайте Минстроя России опубликован проект Правил и норм технической эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме. Они регулируют отношения по обеспечению сохранности и содержанию общедомового имущества, классифицируют его, определяют предельный срок выполнения ремонта кровли, инженерных сетей, лифтов и так далее. А кроме того, чётко формулируют функции управляющих компаний по подготовке многоквартирных домов к отопительному периоду и другие вопросы. Но чуткие эксперты увидели в новом документе подводные камни, которые могут принести массу неприятных сюрпризов управляющим организациям.

Прокомментировал председатель ТСЖ «Перовская 22 корпус 2» Сергей Шиянов.

Сергей Шиянов«В этих документах, старом и новом, схлестнулись два термина», — поясняет он. — «Юридический и технический, которые в отдельных моментах вступают в открытое противоречие. Обратим внимание на заголовки документов. Новый — „Правила и нормы технической эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме“. Старый — „Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда“. Таким образом, в новых Правилах предлагается технически эксплуатировать юридический термин, а в старых технически эксплуатировать жилищный фонд, т. е. жилые здания, технический термин, что логично и правильно».

Что из этого выйдет? Вот пара примеров. Первый. К многоквартирному дому (далее МКД) пристроено помещение магазина. По проекту претензий нет. Кровля, стены, окна, двери, инженерные сети обслуживают только это одно помещение, а не два. То есть данное помещение к общему имуществу МКД не имеет никакого отношения. И, согласно новым Правилам, для этого помещения нет никаких правил. И та же Жилинспекция никаких претензий по содержанию предъявить не сможет.

Второй. Подготовке к зиме подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, центральные и индивидуальные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции). Расширительный бак с датчиками стоит в МКД, он относится к общему имуществу МКД. Линии связи от него идут в центральный тепловой пункт к насосам, которые через систему автоматики обеспечивают бесперебойную подачу тепла в квартиры. А это уже не общее имущество МКД. Это имущество теплоснабжающей компании.

Сергей Шиянов«По идее и здравому смыслу, Правила должны называться так: „Правила и нормы технической эксплуатации многоквартирного дома и прилегающей (придомовой) территории“», — заключает Сергей Шиянов. — «Если будет такая формулировка, то многие претензии к новым правилам можно будет снять. Если формулировка останется в таком виде, то тут широчайшие возможности для юристов ресурсоснабжающих организаций и региональных операторов по вывозу мусора переложить свои затраты на управляющие организации, ТСЖ и ЖСК. Нелегко им, конечно, будет, но при желании можно».

 

«На этот раз будет очень тяжело выкрутиться»

А пока в недрах Минстроя создают новые нормы и правила для управляющих организаций, последним не дают покоя старые, в частности система ГИС ЖКХ. Недавно тот же Минстрой России инициировал независимый аудит ГИС ЖКХ. Поводом для этого стал законопроект Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) о временной отмене административной ответственности за нарушение порядка размещения информации в данной системе. Там считают, что система «сырая», и она нуждается в доработке.

В ответ Минкомсвязи обвинило РСПП в лоббизме интересов ресурсников.

Евраев«Такое чувство, что комиссия РСПП по ЖКХ в данном случае представляет интересы одной всем известной компании в сфере энергетики», — заявил замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев. — «Сейчас существует проблема перекоса тарифов — и в ГИС ЖКХ это будет видно, что, конечно, наступает на финансовые интересы существующих монополий и поэтому их озабоченность и тревога понятны. Конечно, ни о какой отсрочке ответственности за неразмещение информации в системе и речи быть не может — это предложение направлено на развал проводимой реформы в сфере информатизации ЖКХ».

Ситуацию прокомментировали эксперты.

Павленков«Евраев… а что Евраев?» — пишет член комитетов ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ и экономики недвижимости Юрий Павленков. — «Несмотря на получение тысячекратных подтверждений о неработоспособности бесполезной, но агрессивно насаждаемой системы, продолжает обречённо бубнить о своём. Нет, Михаил, на этот раз будет очень тяжело выкрутиться. Это не госзакупки и ФКС. Фанфары по вам трубят чисто конкретно. О проваленном вами с Чибисом умысле говорят не „финансовые интересы существующих монополий“, а вопиют дурниной все организации отрасли. И точно ГИС ЖКХ не является инструментом сдерживания дикого и неуправляемого роста тарифов».

Председатель правления ТСЖ «Красноармейский 53» Константин Емешин полагает, что ГИС ЖКХ необходима, чтобы кто-то нажился на слове «цифровизация».

Емешин«Все ТСЖ и УК, жилищные ведомства спалили бешеные деньги жителей не на ремонты домов, а на заведение информации в ГИС ЖКХ», — возмущается он. — «Естественно, ГИС ЖКХ не заработала, и сроки в законе сдвинули, затем сдвинули второй раз. (…) К счастью, и Жилищная инспекция и прокуратура нашего края услышала мнение экспертов и не проявляла никакой инициативы на ниве ГИС ЖКХ. А ужасные случаи заведения личных кабинетов в ГИС ЖКХ привели к потере средств граждан, которые вроде бы заплатили, но найти эти деньги не удается. Поэтому мы у себя в ТСЖ приняли решение, что в ГИСе надо зарегистрироваться, но не выгружать лицевые счета».

По его словам, законопроект РСПП совершенно верный, который он считает радостной новостью.

«Получаю документы в адрес Госдумы и Правительства за подписью Шохина», — комментирует он. — «Эксперты провели технический аудит ГИС ЖКХ и предлагают немедленно отменить административную ответственность и внести изменения в законодательство, совершенствуя систему, т. к. она работает лишь на 32%, и то при использовании мягких систем оценок».

 

Лицензирование есть, а порядка нет

Пока РСПП пытается отменить ГИС ЖКХ, некоторые депутаты в Госдуме мечтают о тех временах, когда рынок управления многоквартирными домами работал без системы лицензирования. Так, некоторое время назад депутат Госдумы Олег Шеин внёс соответствующий законопроект, предлагая отменить лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. По его мнению, лицензия накладывает ограничения на компании и снижает их конкурентоспособность.

«Раньше жильцы могли заключать договоры с различными компаниями, например, на уборку территории, ремонт кровли и, таким образом, эффективнее использовать накопленные средства», — полагает он. — «Теперь любое привлечение сторонней фирмы считается правонарушением. В итоге жители, лишенные возможности выбора, платят деньги только одной организации».

Депутат считает сильным преувеличением заявления о том, что этот рынок после принятия законопроекта очистился. Так, по оценкам комитета Госдумы по природным ресурсам, из 17,5 тыс. управляющих компаний после 2015 года с рынка ушли всего четыре компании. По данным комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ — это шесть компаний. Он подчёркивает, что это ничтожные цифры.

Ситуацию прокомментировал ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев.

Гордеев«Я часто встречаюсь с позицией, что в интересах собственников нужно… их подменять (они слабые, неграмотные, неорганизованные…)», — пишет он. — «И публичная власть (конечно, не только ГЖИ) назначает одни УО и с помощью инструмента лицензирования убирает другие УО, назначает для типов виртуальных домов оторванные от потребностей размеры платы, потворствует пассивности, жалобам… А нужно создавать условия для управления домами активом домов, инициативными группами собственников. Вот для чего нужна помощь. Не ГЖИ. Не так примитивно. Публичной власти. Всей. Всех уровней. Но власть предпочитает людей отдалять (не напрягать), а рулить сама. В этом суть развращения. А то, что регулирование не позволяет принимать собственникам решения: процедуры сильно перегружены (причем лукаво „в интересах собственников“) — факт. Желания власти понятны, возможности лимитированы, но государство декларирует, что наведет порядок в сфере управления. Много лет. И не может навести не потому, что слабое карательное воздействия, а потому, что декларация и способы ошибочны».

Подготовил Евгений Сеньшин

Комментарии

Есть мнение? Добавьте комментарий:

наверх
наверх