Постепенно статус региональных органов жилнадзора меняется: и полномочий, и зависимости от федерального центра становится всё больше. К чему это может привести на практике?
В конце апреля в Минстрое прошло всероссийское совещание по вопросам деятельности органов государственного жилищного надзора. Это последнее такое совещание, проведённое при нынешнем составе правительства. Поэтому были подведены итоги. По словам замглавы Минстроя и главного жилинспектора Андрея Чибиса, централизация и расширение полномочий жилищных инспекций помогли существенно повысить эффективность их работы.
«Только за прошлый год по всей стране жилищным надзором было выявлено 680 тыс. нарушений и 80% из них уже устранены!» — сообщил главный жилинспектор. — «Почти в два раза снизилось количество жалоб граждан в органы жилищного надзора и это результат качественной контролирующей и разъяснительной работы коллег».
Действительно, как могли заметить многие игроки рынка управления многоквартирными домами, полномочия органов жилищного надзора за 2017 год существенно увеличились.
«Был введен механизм изъятия домов из управления в упрощенном порядке при двух грубых нарушениях в год», — напомнил на том же совещании глава Минстроя Михаил Мень. — «Первоначально у нас лицензирование было бессрочным. А теперь срок действия лицензии ограничен пятью годами. Также были разработаны стандарты и сервисы управляющих компаний, вокруг которых было много баталий. Но мы считаем, что стандарты для работы необходимы. …Теперь для министерства стоит задача повышения оперативности жилнадзора и создания единой законодательной основы для его существования, а также создания единой правоприменительной практики по вопросам жилнадзора».
Тему по расширению полномочий продолжил Андрей Чибис.
«Многие говорят, куда нам еще дополнительные полномочия», — заявил он. — «Мы отвечаем: простите, у нас нет территориальных органов на местах и все, что касается оздоровления, то именно вы — те, кто помогает нам справляться с проблемами на местах».
И хотя действительно органы жилнадзора — это не территориальные органы Минстроя, но, похоже, тенденция идёт к тому, чтобы они выполняли их функцию. Если не напрямую, то косвенно. По крайней мере, видно, что в Минстрое хотят именно этого.
«Мы с вами долго обсуждали, чтобы у нас была „вертикализированная“ команда», — обратился к жилинспекторам Андрей Чибис. — «Госжилинспекция — это орган власти субъекта Российской Федерации. Но глава Минстроя предложил ввести „второй ключ“. Кстати, это единственная история в стране за последние 4–5 лет, когда назначение главы органа субъекта федеральной власти согласовывалось с федеральным центром. Кому-то это понравилось, кому-то нет. Но это введение показало свою эффективность. Потому что любые вопросы, которые возникают в сфере ЖКХ, относятся и к жилищным инспекторам: как они попытались ту или иную ситуацию решить».
Он указал, что сложилась странная ситуация, когда руководитель жилинспекции фактически управляется высшим лицом субъекта федерации или его замом, которые не отвечают за тему ЖКХ. Но теперь вопрос «второго ключа», то есть когда глава жилинспекции контролируются также и Минстроем, решён в 60% субъектов.
«Мы не стали „передавливать“, но, тем не менее, это повысило статус жилищных инспекторов», — уточнил Андрей Чибис.
Кроме того, он добавил, что теперь в силу действующего законодательства за ненадлежащее исполнение предписаний жилинспекций наступает ответственность не только у участников рынка, но и у органов местного самоуправления. Такую практику открыла московская жилищная инспекция, напомнил замглавы министра, когда за неисполнение её предписаний были вынесены судебные решения по дисквалификации муниципальных чиновников.
Также напомним, что ещё в первой половине марта текущего года Минстрой предлагал отобрать большую часть полномочий по жилищному контролю у муниципалитетов и передать их жилинспекциям. Это было прописано в разработанных ведомством поправках в Жилищный кодекс. Ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев поддержал данное предложение. По его словам, когда существует параллельный контроль, это вряд ли кому-то может пойти на пользу.
Правда, не все юристы согласны с такой «экспансией» Минстроя в регионах.
«Полномочия ГЖИ все расширяют и расширяют», — раскритиковала инициативу юрист в сфере ЖКХ Ольга Перминова. — «Но уровень профессиональной подготовки специалистов в области управления МКД и взаиморасчетов с РСО в ГЖИ очень низкий… Сначала подготовьте кадры, а уж потом „навешивайте“ на них ответственность и наделяйте полномочиями. УК будут пожинать плоды: предписания, протоколы штрафы, а население будет обращаться исключительно к ГЖИ. Монополия в сфере надзора — не есть хорошо!»
Таким образом, региональные жилинспекции становятся «щупальцами» Минстроя в регионах, влияющими не только на управляющие компании, но и на власть уровнем ниже. Хотя органы муниципальной власти по Конституции отделены от государства.
В качестве примера приоритета Минстроя над региональной властью в вопросах ЖКХ Чибис привёл вопрос с рейтингами жилинспекций. Он выявил лучшие и худшие жилинспекции. Так вот, главы худших теперь должны быть уволены. По указке из Минстроя.
«Если раньше у нас были рекомендательные письма, то сейчас в наших полномочиях давать предписание высшему должностному лицу о смене главы жилинспекции», — подчеркнул замглавы министерства.
И наконец, как и Михаил Мень, Андрей Чибис заявил о необходимости единого законодательства касательно жилинспекций.
«Было много случаев, когда суды разных субъектов выносят разные решения по одному и тому же вопросу», — пояснил он. — «Перед нами стоит задача регулирования жилищного надзора и лицензионного контроля в сфере управления жильем. А значит, может быть, необходимо ввести отдельный закон. Либо завершить ликвидацию тех неопределенностей, которые возникают исходя из разной правоприменительной практики. Правоприменение на территории страны должно быть единообразным».
За комментариями о централизации и расширении полномочий мы обратились к директору Центра муниципальной экономики Борису Хмельникову.
«Для чего у нас существует жилинспекция?» — размышляет он. — «Собрать больше денег. Если в плане у неё стоит определённая сумма, она её и соберёт. Но это не значит, что она предотвратит нарушение. Я вижу, что количество штрафов становится больше, количество проверок — больше, предписаний — больше. Уже сейчас у нас управляющая организация работает, по сути, не для собственников, а для исполнения предписаний ГЖИ. При этом на практике выходит так, что некоторые собственники этим и пользуются. То есть они подают жалобу, и ГЖИ сразу реагирует. Но при этом его не интересует экономика предприятия. Ему нет дела до того, есть у вас средства для исполнения предписания или нет. Очень простой пример. В доме нужно провести текущий ремонт. А у вас средств нет: собственники не приняли соответствующего решения. Что делает какой-нибудь сутяжный собственник? Он обращается в ГЖИ, она даёт предписание, управляющая организация должна его выполнить. За счёт каких средств, жилинспектора это не волнует».
Другая сторона вопроса, которую он обозначает, это несоответствие кадровых и прочих ресурсов для исполнения всё возрастающих полномочий жилинспекций.
«Смотрите, полномочия у всех жилинспекций одинаковые», — говорит Борис Хмельников. — «Но штат сотрудников Московской жилинспекции — это, допустим, 500 человек. А где-нибудь в Тыве это, допустим, 10 человек. А полномочия у всех одинаковые. Например, появилось новое полномочие по контролю за нормативом потребления. Должны быть соответствующие методики и специалисты. А где их взять? Поэтому на практике происходит формальное рассмотрение тех или иных вопросов».
Необходимо добавить и несколько слов про рейтинг, результаты которого были озвучены на совещании.
«По итогам I квартала этого года лучшие результаты показали Республика Марий Эл, Республика Алтай, Хабаровский край, Удмуртская Республика, Тульская область, Карачаево-Черкесская Республика, Московская область и город Москва», — заявил министр строительства и ЖКХ Михаил Мень.
Показатели рейтингования ГЖИ включают: 1) долю результатов проверок, признанных недействительными; 2) долю исполненных предписаний; 3) долю судебных решений, вступивших в силу; 4) своевременность предоставления отчётов; 5) наличие и функционирование «горячей линии».
Итоги рейтинга прокомментировал член комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в ЖКХ Юрий Павленков. По его словам, ни один из перечисленных Михаилом Менем показателей не отражает собственно динамику изменения качества и количества жилищно-коммунальных услуг, технического состояния объектов жилой недвижимости и коммунальной инфраструктуры, оценку объективного экономического состояния хозяйствующих субъектов. А это в свою очередь не позволяет произвести оценку эффективности деятельности жилищного надзора, Минстроя и в целом качества регуляторной политики, проводимой в стране.
«Среди показателей жилнадзора нет и объективных данных в области основного целевого функционала жилнадзора по защите жилищных прав и законных интересов граждан», — полагает он. — «Различные информационные агентства и социальные сети вопиют о беспрецедентном игнорировании региональными жилищными инспекциями обращений граждан в сфере нарушения их жилищных прав, стремительном росте платы за ЖКУ, нарушениях РСО и УО качества и количества поставляемых коммунальных ресурсов и ЖК-услуг. А также о многочисленных правовых проблемах в области принадлежности собственникам жилых помещений т.н. „общего имущества МКД“, повсеместных и масштабных нарушениях проведения текущего и капитального ремонта жилья».
Евгений Сеньшин