Заместитель Минстроя потребовал, чтобы капремонты стали «зелеными»

18.09.2017 в 09:51
Поделитесь новостью:
5626
0
Версия для печати
Выбор редакции

14-15 сентября прошел IV Всероссийский съезд региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов. О том, на какой стадии сегодня находится система капремонтов, в чем её ошибки и промахи, и как их исправить, читайте в репортаже нашего корреспондента, побывавшего на мероприятии.

Прежде всего, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, главный жилищный инспектор РФ Андрей Чибис обозначил достижения в области капитальных ремонтов. По его словам, процесс ремонта идет с опережением графика. Так, в 2016 году было отремонтировано более 40 тыс. многоквартирных домов, что выше показателей 2015 года в два раза. Кроме того, темпы завершения работ на 20% выше, чем годом ранее. На этот год запланирован ремонт 49 тыс. многоквартирных домов, на него планируется потратить 200 млрд рублей.

«Есть все основания полагать, что плановые показатели, запланированные субъектами федерации в этом году, будут выполнены», — уверенно произнес он. — «Но ни в коем случае нельзя расслабляться. Одна из ключевых задач сделать так, чтобы те деньги, которые платят собственники, шли в дело. Есть субъекты федерации, которые существенно превышает целевую задачу по проведению капремонта. В целом по стране мы видим, что механизм, когда деньги людей идут в дело, заработал».

Заминистра похвалил региональных операторов за открытость.

«Эта проблема решена», — подчеркнул он. — «Информация в значительной степени доступна. Мы утвердили дополнительные правила, как раскрывать информацию, чтобы любое заинтересованное лицо мог видеть в онлайн-режиме, что и как сделано».

Далее, он отметил, что необходимо синхронизировать все работы в рамках формирования городской среды и капремонта, то есть когда двор благоустраивается одновременно с ремонтом домов и подъездов. Особенно в этом направлении он похвалил Московскую область.

«Хочу отметить Московскую область, которая и по уровню синхронизации, и объемам жилого фонда, включенного в программу капремонта и программу ремонта подъездов, направленную на поддержку собственников, уже имеет оглушительный успех», — заявил чиновник.

В Подмосковье, с его слов, уже выполнена треть программы по капремонту, работы завершены в более чем 13,5 тыс. подъездов. В текущем году отремонтируют более 3 тыс. многоквартирных домов и около 32 тыс. подъездов.

Но кроме достижений он рассказал и о проблемах, которые все еще есть в системе капремонта. Прежде всего, он сделал акцент на мелочах. Подрядчики в целом выполняют задачу, но нередко картину портят детали, которым исполнители не уделяют должного внимания.

«К сожалению, мы с вами часто не обращаем внимание на мелочи», — пожурил он собравшихся. — «Проводка, которая висит на стенах многоквартирного дома, как висела, так и висит. Нам с вами кажется, что это мелочи. Если мы делаем дом, то давайте делать так, чтобы работа была идеальной. Не требуется никаких особых трудозатрат для того, что аккуратно заложить эту проводку в короба. Нет претензий к качеству покрытия, к кровле, но вот эти мелочи тоже нужно учитывать. Нам с вами нужно задавать высокий уровень качества капитального ремонта».

Среди задач капремонтов он обозначил энергоэффективность.

«И утепление фасадов, и замена инфраструктуры — всё это повышает качество ремонта, и более того, капитализирует квартиры, которые там находятся», — пояснил он. — «В результате рост стоимости жилья составляет более 30%. Но необходимо сделать следующий шаг. Мы должны перейти к энергоэффективному капремонту, я бы даже сказал „зеленому“. Помимо государственной поддержки, которую мы запустили, активно к этому нужно привлекать энергосервисные компании. Есть целый набор работ, которые окупаются в рамках проведения капитального ремонта, особенно работы, связанные с модернизацией теплоснабжения. У нас уже есть субъекты, которые делают эти работы в качестве пилотных проектов. Убедительная просьба, необходимо, чтобы региональные операторы предлагали наборы мер, направленные на повышение энергоэффективности. Это может быть реализовано в рамках энергосервисных контрактов. Необходимо эту систему запустить с 2018 года».

Про необходимость сделать капремонты энергоэффективными заявил еще один участник съезда и выступающий. Это исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» и зампредседателя комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ Светлана Разворотнева. В целом, она была не так оптимистична, как Чибис.

«Не могу сказать, что везде региональные операторы эффективно научились работать с собственниками», — отметила он в своей речи. — «Не всегда выходят представители на собрание, не всегда люди могут получить детализированные сметы работ, проекты, иногда приходиться выцарапывать с боем. К сожалению, из регионов идет много сигналов о переносе сроков ремонта без решения собственников. Нередко отсутствует реакция на обращение граждан, когда крыша дома стоит без кровли, а в ответ на обращение граждан руководители региональных операторов отвечают, что они знают, но потом ничего не происходит. Наша совместная задача — это настройка правоприменительной практики. Далее, необходимо превратить поддерживающий ремонт в ремонт энергоэффективный и комплексный. Здесь необходимы серьезные изменения законодательства, требуется нормальная работа».

А вот зампредседателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин подчеркнул, что без капремонта не было бы реновации.

«Сама по себе история проведения капремонта привела к системным решениям в части формирования новой городской среды и коллег из Москвы даже подтолкнула к глобальной идее — реновации», — заявил он. — «Сам мэр говорил о том, что мы начали капитальный ремонт пятиэтажках, и поняли, что его сложно довести до конца в условиях Москвы, в условиях большой стоимости работ. И собственно говоря, реновация — это производная от реформы, которую мы с вами запустили».

Похвалил закон о капремонтах зампредседателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий. По его словам, закон о капремонте это один из его любимых законов.

«Это один из немногих документов, который базируется на нормальной экономической основе», — заявил он. — «Там нет никаких организационных ухищрений, когда пытаются затраты с одного субъекта переложить на другой. Потребитель услуг платит, а если он не может платить, то ему помогает бюджет, не существует никаких других источников, чтобы решать проблему жилого фонда».

В тоже время он обрушился с критикой на некоторые моменты реализации реформы, указав, что в стране скопился огромный объем «недоремонта».

«Огромный объем „недоремонта“ будет висеть над нами Дамокловым мечом в течение многих лет», — предупредил он участников съезда. — «Нам сегодня нужно посмотреть на то, как интенсифицировать процесс, связанный с проведением капремонта, нам нужно принять ряд концептуальных решений, которые смогут помочь нам в этом вопросе. Сегодня сложилась ненормальная практика, когда объем собираемых денег больше, чем объем выполненных проблем. Нужно в масштабах страны принять некие ориентиры, чтобы выйти из замкнутого круга. Со стороны правительства может быть поставлен вопрос о том, чтобы в течение ближайших 10 лет полностью решили вопрос домов советской постройки, которые не имели ремонт в течение последних 25 лет».

Среди причин происходящего он обозначил недисциплинированность по оплате, причем самыми недисциплинированными он назвал органы власти.

«К сожалению, самыми недисциплинированными плательщиками у нас являются органы власти: федеральные, местные», — посетовал он. — «Там, где мы не добираем за счёт аккумуляции средств населения, необходимые ресурсы должны быть запланированы в бюджетах регионов и муниципалитетов. У нас нет соответствующих строчек в бюджетах некоторых наших ведомств. Вопиющая ситуация — с Министерством обороны. Предлагаю принять решение на федеральном уровне, чтобы Минобороны в перечень не включать».

Кроме того, он призвал начать вести борьбу с теми регионами, где из-за каких-то популистских соображений тариф на капремонт экономически не обоснован. Например, в Санкт-Петербурге тариф составляет в среднем 2,5–3,5 рубля, тогда как в других регионах уровень тарифа больше 8 рублей за квадратный метр.

О том, что система капремонта нуждается в финансовой устойчивости, обозначил и Андрей Чибис.

«Нашей ключевой задачей является обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости региональных систем капитального ремонта», — подчеркнул он. — «Это зависит от целого набора факторов. От той предельной стоимости, от стоимости контрактов, от видов работ, от взноса и от объема господдержки. К сожалению, есть ситуации, когда в соседних субъектах с одинаковой материально-технической базой и климатом предельные стоимости существенно отличаются».

Именно для приведения системы к такой обеспеченности президент России и подписал неделю назад новое постановление правительства России. Оно было разработано в Минстрое. Согласно документу, капремонт могут проводить только компании, прошедшие предварительный отбор и внесенные в реестр добросовестных подрядчиков. На сегодня в него внесено 10 192 строительные компании на всей территории страны. Оно также уточняет процедуру отбора подрядчиков. Так, документ определяет ежеквартальную периодичность проведения отборов для пополнения реестров добросовестных компаний и уточняет порядок расчета начальной (максимальной) цены договора — она устанавливается исходя из сметной или проектной документации. При этом вводится требование о предоставлении двойного обеспечения исполнения договора в случае, если предложено снижение цены на 20 и более процентов для всех участников кроме государственных или муниципальных учреждений.

Кроме того, документ дает возможность объединять в один предмет закупки разработку проектной документации и выполнение самих работ, и установлен порядок проведения таких аукционов. Уточнены требования к содержанию извещения о проведении электронного аукциона — в нем должны содержаться сведения о шаге аукциона, минимальном значении размера обеспечения заявки, а срок размещения извещения сокращен с 30 до 20 дней.

«Недобросовестные подрядчики ранее пытались срывать конкурсы, предлагая существенно заниженную цену и потом отказываясь от исполнения контракта. Дополнительные гарантии позволят избежать таких случаев — теперь заключение договора с существенно заниженной ценой возможно после соответствующего обоснования снижения цены. Экономия в результате торгов должна появляться в результате большей эффективности работы, а не махинаций», — пояснил суть нововведения Андрей Чибис.

Евгений Сеньшин

Комментарии

Есть мнение? Добавьте комментарий:

наверх
наверх