Баннер

Эксперты знают всё о ЖКХ: обзор за 17-21 июля

22.07.2017 в 11:56
Поделитесь новостью:
5234
0
Версия для печати
Фото: hramputi.ru
Выбор редакции

Мы продолжаем обзор мнений экспертов, профессионалов и участников рынка ЖКХ, высказанных ими в социальных сетях на уходящей неделе. Этот выпуск мы полностью посетили проблеме долгов в ЖКХ и прямым договорам, призванным снизить уровень данных долгов.

Задолжал за ЖКХ — продай квартиру

Как сообщил на уходящей неделе министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень, задолженность по коммунальным платежам в России, на данный момент, составляет 1,34 триллиона рублей. При этом около половины — задолженность населения (645 млрд рублей), а остальное это долги посредников, например, управляющих компаний. Также министр заявил о намерении «устранить посредников между гражданами, как потребителями коммунальных услуг, и ресурсоснабжающими компаниями».

Тему долгов в ЖКХ прокомментировала Светлана Разворотнева, первый зампред комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам. На своей странице в Facebook она поделилась своим комментарием по данной проблеме.

«Действительно, существует много примеров, когда управляющие компании задолжали ресурсникам и долги выплачивать не торопятся», — размышляет она. — «А в некоторых случаях и вовсе банкротятся, чтобы деньги не отдавать. Ни ужесточение штрафных санкций за долги по коммунальным ресурсам, ни введение лицензирования ситуацию не исправили. Но зачастую управляющие организации сами являются заложниками ситуации. Собирая плату за коммунальные ресурсы, они вынуждены компенсировать ресурсникам „выпадающие доходы“, т. е. долги физических лиц. При этом единственный источник этой компенсации — средства, собранные за содержание и текущий ремонт. То есть действующее законодательство толкает управляющие организации на финансовые махинации и нарушения действующих законов и договора управления».

Она поясняет, что решением этой проблемы могло бы стать принятие закона «о прямых договорах», позволяющее потребителям ЖКХ-услуг заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Однако, по ее словам, после двух с половиной лет обсуждения законопроект, похоже, окончательно «забуксовал» в недрах правительства.

Кроме этого, она делает акцент на жителях-неплательщиках. Вся проблема в том, что даже если суд признал существующую задолженность, не факт, что ее удастся взыскать. Службы судебных приставов такие решения, как правило, «отрабатывают» вяло — долги копеечные, а возни много. Серьезным стимулом в борьбе с неплательщиками, полагает она, могла бы стать продажа квартиры за долги. Однако против такой меры решительно возражают различные «защитники народа». А расплачиваются за популистские решения добросовестные плательщики, поскольку в конечном итоге накопившиеся долги распределяются между ними.

Самым эффективным способом снижения платежей, по ее мнению, является модернизация жилищной и коммунальной инфраструктуры, внедрение тотального учета и контроля — инструментального, с помощью современных приборов учета, а не через принятие ограничивающих решений различными чиновниками. Сегодня россияне во многом платят не за коммунальные ресурсы, а за воровство и «утечки».

«На мой взгляд, решение проблемы неплатежей невозможно также без серьезной поддержки со стороны бюджетов различных уровней и, конечно, без максимально честной позиции со стороны власти», — заключает она. — «Не только ограничивать и требовать, но помогать и развивать. И самой демонстрировать образцы платежной дисциплины. Сегодня же серьезные должники в сфере ЖКХ — это зачастую органы власти различных уровней. Причины неплатежей со стороны органов местного самоуправления и местных бюджетных учреждений еще понять можно: состояние большинства местных бюджетов можно охарактеризовать как критическое. Но вот когда в числе крупнейших должников у нас появляется Министерство обороны, этому вообще нет никаких объяснений. Честность, системный подход и масштабная модернизация — вот три кита, на которых может быть построена эффективная борьба с неплатежами в сфере ЖКХ».

 

Долги растут: цена не соответствует качеству

Тему долгов продолжил Олег Иванов, председатель Совета НП «ЖКХ Контроль Московской области». Но он видит ее причины в несколько другой плоскости. По его мнению, основной фактор долгов населения — несоответствие цены и качества предоставляемых услуг, рост тарифов и непонимание населением правил их образования, а также снижение доходов граждан.

«На мой взгляд, информация о размере задолженности населения за услуги ЖКХ несколько преувеличена, тем более что правительство установило порядок ограничения или приостановки предоставления коммунальных услуг при образовании задолженности», — полагает он. — «И многие управляющие компании активно этим пользуются, хотя зачастую и с нарушениями предписанных правил».

Кроме того, были приняты и другие меры по снижению задолженности жителей за услуги ЖКХ. Так, должникам ограничивают выезд за границу. Упрощена процедура судебного разбирательства по долгам ЖКХ, сведения о долгах теперь передаются в бюро кредитных историй (что может негативно сказаться при оформлении кредита в банке), за просрочку платежа начисляют пени и т. д. Поэтому ситуацию с задолженностью населения за услуги ЖКХ критической назвать нельзя.

Это подтверждает и глава Минстроя Михаил Мень, указывая на низкий процент (6%) должников среди населения.

Более важной задачей, указывает Олег Иванов, сейчас является решение вопроса задолженности посредников и организаций бюджетной сферы. В СМИ все чаще стала появляться информация о мошенничестве и хищении средств, предназначенных на оплату услуг ЖКХ, управляющими компаниями. Эту проблему предлагают решить, исключив их из схемы платежей за ЖКХ.

«Вопрос с долгами бюджетных организаций по-прежнему остается открытым», — указывает он, — «Связано это, как правило, с дефицитным бюджетом региона или муниципального образования. Долги у местных властей копятся годами и, как результат, происходит увеличение объема задолженности за услуги ЖКХ по стране в целом».

 

Прямые договоры: подводные камни

Продолжая тему, стоит привести интересную версию, зачем нужны прямые договоры, высказал Игорь Егоров.

Фото: Facebook

«А знаете, я понял, в чем тайный смысл проектов перевода на прямые договора потребителя (физлица) и ресурсоснабжающей организации», — пишет он у себя на странице в Facebook. — «А почитайте Гражданский кодекс! С физлицом у ресурсников упрощенный порядок заключения договора. Статья 540 п.1 — 1. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Ну, то есть поняли? Вы не то, что не сможете потребовать перерасчета за поставку энергоносителей несоответствующих установленным параметрам, не то, что не узнаете об этих нарушения, вы даже не увидите текста договора! Да чтоб я так жил, как заживут ресурсники при таком раскладе!»

Комментарии

Есть мнение? Добавьте комментарий:


наверх