Баннер

Модернизация ЖКХ упирается в политические ограничения

31.10.2017 в 12:25
Поделитесь новостью:
5295
0
Версия для печати
Выбор редакции

Недавно, в Комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера состоялся «круглый стол» на тему «Актуальные задачи модернизации систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства: проблемы и перспективы». Собравшиеся отмечали, что в сфере модернизации коммунальной инфраструктуры из-за высоких рисков для инвесторов, к сожалению, сохраняется низкая инвестиционная активность. О том, на какой стадии сегодня находится модернизация ЖКХ и что нужно менять, мы поговорили с генеральным директором Ассоциация «ЖКХ и городская среда» Алексеем Макрушиным.

 

Сегодня сфера ЖКХ нуждается в модернизации. На какой стадии она сегодня находится? Начнем с вывоза мусора.

Три года назад в законодательстве, регулирующем обращение с отходами, произошла революция. Изменилась вся система регулирования — за эти годы регионы сделали территориальные схемы обращения с отходами и начали выбрать операторов — организации, которые будут организовывать всю деятельность по сбору, вывозу, утилизации и захоронению отходов. Только сейчас выясняется тот масштаб бедствия, который в этой сфере существует. Он связан с отсутствием нормальных полигонов и мусороперерабатывающих заводов. По сути, вся инфраструктура устарела, поэтому приходится все строить буквально с нуля: создавать новые полигоны, новые мусороперерабатывающие заводы и так далее.

 

Что происходит в сфере водоотведения?

Эта сфера наиболее болезненная в ЖКХ из-за большой стоимости строительства очистных сооружений. Во многих городах сточные воды сбрасываются в водоемы с минимальной очисткой или вообще без очистки. Парадокс в том, что при самом жестком законодательстве мы являемся самыми большими нарушителями. Иного пути, как вкладывать огромные деньги в строительство очистных сооружений, нет. В коммунальном хозяйстве это самая капиталоемкая сфера, а потому потребуются огромные инвестиции. И здесь нужны непростые решения. Я думаю, что без государственной поддержки очистные сооружения по всей России не построить, потому что потребуются большие затраты на этапе капитального строительства.

 

Какова ситуация в сфере водоснабжения?

Здесь ситуация немного лучше. Основная проблема — старые сети, из-за чего происходят аварии и потери воды. В ряде регионов требуется строительство станций водоочистки и водоподготовки. Но эта ситуация, с одной стороны, не так болезненна, как в сфере водоотведения, но с другой стороны, она еще более важна, потому что речь идет о жизни и здоровье людей. Надо вкладывать большие деньги, чтобы довести воду до питьевого качества. Просто надо периодически перекладывать сети. У нас объем перекладки сетей, что по водоснабжению, по водоотведению колеблется в районе 1%, что крайне мало. При этом нужно отметить, что за последнее время водоканалам и теплоснабжающим организациям удалось значительно сократить потери и аварийность за счет оптимизации гидравлической модели и за счет установки более современных частотных регуляторов. По сути, управление давлением в системах и водоснабжения, и теплоснабжения позволило значительно уменьшить количество гидроударов и в целом количество разрывов в сетях. Поэтому, есть и успехи, но на этом нельзя останавливаться.

 

Наконец, что с теплоснабжением?

В эту сферу идет больше инвестиций. Правда, эти инвестиции в основном идут в модернизацию котельных и создание новых источников теплоснабжения. Это простая быстро окупаемая вещь. Например, если вы меняете котельную, которая работает на мазуте, на котельную, которая работает на газе, то вы получаете достаточно быстро экономический эффект. Вот таких мероприятий было проведено много. Проблемной частью остаются сети, как и в водоснабжении. Сюда идет мало инвестиций и объем перекладки сетей тоже не очень высокий. В эту сферу нужно привлекать долгосрочные инвестиции и государственные средства, потому частнику в такие проекты вкладываться неинтересно, потому что-либо они окупаются, либо окупаются за очень длительное время.

 

Что должно стать результатом модернизации для отрасли?

В каждом доме, в каждой квартире у людей должна быть чистая питьевая вода. Во многих странах право на воду закреплено даже в законах вплоть до Конституции. Я считаю, это главная цель государства в части водоснабжения. Мы должны чистить сточные воды. Речь о том, что сначала в крупных городах, потом во всех остальных населенных пунктах, качество очистки воды должно быть таким, чтобы потом эту воду можно было использовать для питья, купания и так далее. В каждом городе должны стоять биологические очистные сооружения.

Что касается обращений с отходами, то все отходы должны собираться и захораниваться в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Сейчас у нас с этим большая проблема. Конечно, мы будем стараться, чтобы эти отходы были переработаны, была их сортировка. Но здесь тоже надо понимать, что, например, в глухой деревне в Архангельской области или на Ямале, где живет тысяча человек, сортировка не нужна и бессмысленна. Но решить проблему захоронения отходов, чтобы не наносить вреда окружающей среде, необходимо, это важная задача.

В сфере теплоснабжения необходимо обеспечить надежность и бесперебойность предоставления услуг и максимально оптимизировать расходы, так как отопление и горячее водоснабжение — это крупнейшая статья расходов на теплоснабжение.

 

Все эти задачи можно достичь только через концессии. А как бы вы оценили реализацию концессий в ЖКХ на сегодня?

У нас все в порядке с законодательством в этой области. Сейчас по этому законодательству можно заключить весьма качественный договор. Если сравнить с тем, что было 5–10 лет тому назад, то это просто небо и земля, это документы совершенно другого качества. Они описывают права и обязанности и публичной стороны, и частного инвестора.

Но основная проблема лежит не в плоскости концессионного законодательства, а в плоскости административных и политических решений. Когда у нас принимаются решения дать рост тарифу на 4%, но при этом привлечь инвестиций на миллиард рублей, то тут и возникает проблема. И что бы ни было написано в концессионном соглашении, чуда не произойдет. Невозможно вложить огромные деньги, взять банковский кредит и не повышать тариф.

Поэтому проблема находится в области тарифного регулирования и государственного регулирования вообще. В том числе и в вопросе исполнения государством своих контрольных функций — у нас, например, инвестора в лице крупнейшего пенсионного фонда, вложившего средства в строительство нового мусороперерабатывающего завода в Чувашии различные контролирующие органы проверили более 100 раз. Пока у нас госорганы будут таким образом относиться к инвесторам, то у нас будут проблемы. Поэтому основной посыл в том, что инвесторов надо привлекать, а для этого ЖКХ надо рассматривать как бизнес, а не как политику.

Беседовал Евгений Сеньшин

Комментарии

Есть мнение? Добавьте комментарий:


наверх