«Коммуналка» уже стабильно превышает 50% от всех платежей — это много

19.05.2017 в 09:57
Поделитесь новостью:
5941
1
Версия для печати
Выбор редакции

Со стороны Госдумы снова прозвучали призывы взять ТСЖ и ТСН под более жесткий контроль. Так, зампредседателя Комитета Госдумы по ЖКХ Александр Сидякин выступил с инициативой обязательной квалификационной аттестации представителей товариществ собственников жилья (ТСЖ). Помимо наличия квалификационного аттестата, парламентарий полагает необходимым членство в составе ТСЖ непосредственно жильцов многоквартирного дома для учёта их позиции при принятии важных решений местного значения. Этот и другие вопросы, касающиеся ТСЖ, мы обсудили с Сергеем Шияновым, председателем ТСЖ «Перовская 22 корпус 2».

Сергей Александрович, не так давно зампредседателя Комитета Госдумы по ЖКХ Александр Сидякин выступил с инициативой обязательной квалификационной аттестации представителей товариществ собственников жилья (ТСЖ). Как вы к этому относитесь, нужна ли такая поправка?

Это уже далеко не первая такая инициатива. Но дело в том, что председатель ТСЖ — это выборная должность. И если предъявлять подобные требования к нам, то, значит, аналогичные требования должны быть предъявлены и к тому же Сидякину, как депутату. Это выборная должность, это результат воли людей, поэтому не может быть речи ни о какой аттестации. Ну, допустим, председатель ТСЖ не прошел аттестацию. И что дальше? Собирать собрание собственников и избирать другого? А, кроме того, опыт ЖСК, а ТСЖ является их приемниками, показывает, что при такой форме управления дома содержатся лучше. Поэтому я категорически против.

 

А перспектива у таких заявлений есть, на ваш взгляд?

Я могу судить по собственному опыту взаимоотношений с властью. Я не чувствую, чтобы на меня, как председателя ТСЖ, как-то давило правительство Москвы или чиновники управы. На мой взгляд, все спокойно.

 

Тогда откуда у депутатов Госдумы время от времени возникают подобные идеи?

Есть две категории ТСЖ. Есть дома, а есть коммерческая недвижимость, которая находится в собственности ТСЖ. Есть дома, которые находятся в элитных магистралях, как говорится, на первой линии. Такие дома — очень лакомый кусок, там за большие деньги сдаются в аренду первые этажи и подвальные помещения, там на фасадах за деньги можно размещать рекламу и так далее. Это все большие дополнительные доходы для председателей ТСЖ. Они-то и становятся соблазном для нечестных людей, там нередко возникает борьба за место председателя, бывают разборки, мошенничество и воровство и так далее. А в остальных ТСЖ все спокойно, там много-то и не украдешь, там лишь бы прожить. Сейчас такие высокие тарифы на коммунальные услуги, на расходные материалы — краска, задвижки, электротовары — так что нереально что-то украсть, потому что сразу все будет видно. Тяжело по нынешним тарифам содержать дом. И я не говорю, что все председатели ТСЖ белые и пушистые, но ясно, что журналистам надо написать о чем-то «жаренном», поэтому мы так часто и можем читать про воровство в ТСЖ. Но это только видимость. Кто будет писать про то, когда в ТСЖ все хорошо и люди довольны?

Как вы относитесь к ГИС ЖКХ, которая сейчас вводится для управляющих организаций, осложнит ли эта система жизнь ТСЖ?

В Москве она вступает с 1 июля 2019 года, а в стране — с 1 июля 2017 года. Я не против такой системы, но она, на мой взгляд, очень сырая. Я сам потратил несколько месяцев, чтобы все заполнить. Заполняешь — а там все сбивается. И начинаешь снова, хоть специального человека нанимай. Затем там выносится идея платежей через Почту России. Во-первых, это монополизм. А во-вторых, чтобы оплатить, за это берутся комиссионные. Например, чтобы оплатить квартплату через ГИС ЖКХ, надо заплатить 2% комиссионных. А в Сбербанке онлайн — это 1%. Например, по своему дому я проводил исследование, и выяснилось, что 70% собственников платят через Сбербанк. Есть банки, где комиссия вообще не платится. Есть ТСЖ и ЖСК, в домах которых стоят терминалы, где комиссия составляет ноль. И замминистра связи Евраев заявляет, что для жителей это все будет бесплатно. Но что под этим подразумевается? Управляющая организация заплатит 2% Почте России, а для жителей это будет бесплатно. Но все равно это то же самое, ведь управляющие организации заплатят не свои личные деньги. Получается, как бы нарушается антимонопольное законодательство. То есть я не вижу необходимости переходить на ГИС ЖКХ.

И еще я хочу добавить, что сегодня показания водосчетчиков можно сдавать через интернет или смс. Но опыт показывает, что больше половины жителей по-прежнему сдают показания на бумажке, которую они опускают в почтовый ящик.

 

Раз уж вы заговорили про тарифы, могли бы пояснить, в чем проблема?

По итогам этого года наше ТСЖ заплатило 53% за коммунальные услуги: за воду, тепло и электроэнергию. То есть «коммуналка» уже стабильно превышает 50% от всех платежей. Это много.

 

А не станет ли решением этой проблемы прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями?

С одной стороны, я за прямые договоры, а с другой — против. В Москве уже существуют прямые договоры по электроэнергии. И порой с Мосэнерго приходят, отключают неплательщиков, и я даже знать-не знаю, кого именно. Все замечательно, меня все устраивает. Я не против, чтобы также было по воде и теплу. Но все дело упирается в воду. Что у нас происходит с электросчетчиками в Москве? Мосэнерго раз в полгода ходит, сверяет показания счетчиков и так далее. А что здесь предлагается? Они нам, по сути, говорят: счетчики стоят у вас? Вот вы там все сами и делайте, следите за ними, а мы только будем получать деньги. В этом законе не предполагается даже никакой комиссии за такую работу. Например, мы собираем деньги с жителей за телеантенну, и нам за это Ростелеком платит деньги. Небольшие, но все же платит. Поэтому я бы перешел на прямые договоры при условии, если бы система передачи показания квартирных счетчиков была полностью автоматизирована. Тогда эта проблема легко решается. А в предлагаемом виде эта система будет стопориться. Беда всей нашей коммуникационной системы в том, что у нас вертикальная разводка. Была бы горизонтальная, тогда бы было все просто. Поэтому при том состоянии сетей съема показаний, я против.

 

Но вы можете быть против, но ведь это не значит, что теперь процесс по продвижению системы прямых договоров будет остановлен. Их все равно внедрят, тогда что будет? Тихий саботаж?

Это будет не тихий саботаж, а медленное банкротство управляющих компаний и ТСЖ. Потому что небалансы по воде будут все увеличиваться и увеличиваться. Я повторюсь, мы платим 53% за коммунальные услуги. Ради бога, я готов это все отдать ресурсоснабжающим организациям. Но для этого нет технических возможностей. Вся проблема в воде.

 

Что бы вы посоветовали тем собственникам, которые хотели бы создать ТСЖ, но до сих пор это не сделали?

Чем хорошо ТСЖ? Тем, что все деньги, которые собираются, в этом же доме и остаются. При управляющих организациях, у которых там 100–200 домов, деньги идут на слабое звено, когда где-то что-то прорвало, обрушилось и так далее. Это не вина управляющих компаний, это просто такая система. А у ТСЖ и ЖСК свой счет, это большой плюс. Но сегодня создать ТСН с нуля трудно. Появилось очень много бюрократических барьеров. Сегодня нужно собрать очень много документов, чтобы зарегистрировать ТСН-ТСЖ. Например, человек хочет создать ТСН, он должен пройтись по всем квартирам, взять у жителей свидетельство о собственности, паспортные данные. А ему в ответ скажут, а кто ты такой, а зачем нужно создавать ТСН? Далее — это хождение по кабинетам чиновников. Не каждый сможет все это вытерпеть.

 

Вы как считаете, нужно упрощать систему регистрации ТСН?

Надо упрощать.

 

А не даст ли это возможность прийти недобросовестным людям в систему ТСН? Как мы говорили, итак много новостей о том, что тот или иной председатель ТСЖ-ТСН проворовался. А тут создать товарищество станет еще легче.

Нет, я так не думаю. И я уже ответил, почему. Но я вам приведу пример. Чтобы мне провести в доме собрание собственников, мне нужно отсканировать 400 листов. А кому они нужны, кто их будет проверять? Огромное количество никому ненужных бумаг. И если мне, как председателю ТСЖ со стажем, это все знакомо и понятно. То новичкам преодолеть всю это бумажную волокиту очень трудно, нередко опускаются руки. Ко мне нередко приходят из соседних домов, обращаются за помощью. Я им готов помочь советом, но сразу говорю, что ходить по квартирам, убеждать, заниматься бумажной волокитой не буду. И у людей в итоге заканчивается терпение. Так что надо эту систему ослабить, чтобы у людей не пропадал оптимизм.

Беседовал Евгений Сеньшин

Комментарии (1)

22.05.2017, 11:22
Товарищ Шиянов все-таки грешит односторонним взглядом на ГИС. Кроме платёжек, это комплексная профильная система по ЖКХ, куда вносятся и показания приборов учета, и электронные голосования жильцов проводятся, и договоры оформляются, и возможность мониторить текущие работы по дому есть, и оставлять жалобы госорганам в случае чего тоже можно. Потому 2%, а не 1%. Разница несущественная, но в полной мере оправданная.

Есть мнение? Добавьте комментарий:

наверх
наверх