Любой, кто работает в ЖКХ, станет банкротом

09.01.2017 в 13:26
Поделитесь новостью:
7045
0
Версия для печати
Фото: mosobl.er.ru
Выбор редакции

2016 год стал продуктивным для сферы ЖКХ Московской области. О том, что качественно изменилось, рассказала Юлия Белехова, председатель координационного совета Ассоциации председателей советов многоквартирных домов Московской области.

Какие основные итоги в сфере ЖКХ вы можете отметить в уходящем году?

Я бы назвала их прорывами. Первый прорыв касается федерального уровня. Наконец, был сделан существенный шаг к схеме прямых договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями. В уходящем году велась широкая дискуссия по этому вопросу, был разработан законопроект. Ожидается, что в 2017 году он будет принят, а сама схема грамотно и правильно реализована.

Второй касается Московской области. Наладилось взаимодействие между жителями и муниципальными образованиями. Например, у нас есть губернаторская программа благоустройства дворов. Наконец, у жителей стали спрашивать, где им нужно, чтобы установили лавочку, где им нужны парковочные карманы и так далее. То есть больше не будет, как это было раньше: власть решила что-то сделать во дворе, но не стала спрашивать совета у жителей. Сегодня мнение жителей важно, все планы с ними согласовываются. Конечно, если это не противоречит разным нормам, СНИПам и так далее.

Третий важный момент — это активное участие жителей в капремонтах. Как многие знают, не везде он проходят качественно. И в связи с этим сегодня акты приема сдачи капремонтов подписывают управдомы. Без их подписи дом не считается принятым. В следующем году мы создадим антирейтинг подрядных организаций, участвующих в капитальном ремонте. Этот антирейтинг будет трехступенчатым. Первая ступень будет фиксировать, как познакомился подрядчик с собственниками многоквартирного дома. Есть ли взаимопонимание. Дальше — это ход работ. И третья — это итоговая оценка. Далее мы настаиваем, чтобы конкурсы по отбору подрядчиков завершались до 1 мая. Потому что начинать ремонт домов в конце лета — это ненормально, затем он переходит на осень и зиму.

Фото: личная страница Вконтакте

Нужно сказать и о ремонте подъездов. В этом году губернатор и областное министерство ЖКХ услышали нас и подготовили программу. Сегодня управдомы в рамках этой программы согласовывают, где нужно делать ремонт подъездов. Отдельно стоит сказать про «хрущевки». Их жители в рамках своего тарифа никогда не накопят на качественный ремонт подъездов. Но принятая программа предполагает софинансирование со стороны и области, и муниципалитета, и управляющей компании, и собственников. Причем вклад собственников — это 5%. Но зато они получают ремонт подъездов не когда-то там в далеком будущем, а уже в ближайший год. То есть связка: потребитель и муниципалитет начинает работать. А не так, как раньше: когда захотим, тогда и сделаем.

Стоит еще сказать про рост активности жителей. Раньше было море жалобщиков. Это были диванные активисты, которые чем-то недовольны, но сидят дома за компьютером и строчат жалобы на сайты прокуратуры или ГЖИ. Наша ассоциация призывает людей самим активно заниматься реальными делами. Мы проводим массу различных конкурсов по благоустройству того места, где живешь. Это касается и дворов, и подъездов. Возьмем ту же акцию «Посади свое дерево». Можно поехать куда-то далеко на муниципальные площадки, а можно посадить дерево около своего дома посадить. Таких людей мы поощряем. И здесь важно породить волну, чтобы жители других дворов перенимали этот положительный опыт и транслировали его дальше. Вот это реальная активность, а не просто закидывание жалобами разных инстанций.

 

Вы начали с темы прямых договоров. Давайте на ней остановимся подробнее. Плюсы этой системы очевидны, а каковы минусы?

Потребитель не поймет, если без улучшения качества услуги у него увеличиться платеж. Чтобы реализовать схему прямого договора, ресурсоснабжающая организация должна будет заключить договор с расчетным центром или агентский договор с управляющей организацией, которая будет заниматься начислением. А это дополнительные затраты. Далее, взыскание задолженности и работа с должниками для ресурсоснабжающих организаций — это штат сотрудников и увеличение штатного расписания. Наконец, нужно сказать, что сегодня за все движение денежных средств платит управляющая компания, я имею в виду абонентскую плату по платежке (и вода, и отопление, и содержание и так далее). Здесь проценты по этой сумме лягут по градации. Управляющая компания будет платить только за «содержание и ремонт жилья», ресурсники — за свои проводки и так далее. Этот вопрос сегодня в тарифе никак не отражен. Если это закладывать в тариф, то это автоматически приведет к его увеличению. И тогда что мы можем получить в итоге? Качество услуги у меня никак не улучшилось, а платежка увеличилась. Зачем мне это? Поэтому с моей точки зрения это самый важный вопрос в схеме прямых договоров. И его нужно решить до того, как будет мы перейдем на новую схему оплаты.

Фото: opmo.mosreg.ru

А нет ли у вас опасения, что прямые договоры могут обернуться банкротством управляющих организаций, а это уже повлечет то, что в СМИ называется «отжиманием жилого фонда» и «коммунальными войнами»?

На этот вопрос я могу ответить так. Сегодня, кто бы ни работал в ЖКХ, рано или поздно будет банкротом. Потому что долг имеет такое свойство, как накапливаться. И 100% оплаты нет практически нигде. Это вопрос законодательный: будет или нет возмещение выпадающих процентов за счет бюджета. Эти проценты нужно где-то закладывать. Когда они нигде не заложены, то они просто автоматически будут расти. Когда у вас долг превысит оборот за несколько месяцев, то понятно, что вы банкрот. Но с той системой, которая есть сейчас, он обязательно превысит. С другой стороны, когда управляющие компании берут себе 100% платежа, а дальше по собственному усмотрению начинают зачислять деньги, то это неправильно. Для решения этой проблемы и нужны прямые договоры: сколько потребитель оплатил за услугу, столько и должно дойти до того, кто оказал услугу. При этом вопрос с неплательщиками был, есть и будет.

 

Давайте уточним. Если пойдет волна банкротств, то начнутся «коммунальные войны», для жителей вся эта лишняя борьба вовсе ни к чему. Или вы иного мнения?

Давайте разберемся. Что значит долги управляющих компаний? В лицензировании не прописано наличие долгов. То есть отнять у вас за это лицензию не могут. Подать на банкротство управляющей компании могут. Но от подачи до банкротства — целый судебный процесс. И если обанкротили кого-то, это не значит, что владельцы компании ушли с рынка. Они создали новое юридическое лицо, получили лицензию и продолжили работать. Если говорить о способах передела жилого фонда, то все делается иначе, здесь не надо ждать, когда будут введены прямые договоры. Просто находятся недовольные жители в доме, с ними договариваются, через них начинают инициировать собрание собственников в доме, собирают подписи, где-то подделывают, далее подают протоколы в ГЖИ. И все.

 

Фото: alibi-detective.ru

Тогда давайте вернемся к вопросу капремонтов. Вы уже сказали о том, что в будущем собираетесь составлять антирейтинги подрядчиков. А как ситуация обстояла в этом году, какими способами боролись с такими организациями?

Уже в этом году советы домов пристально следили за тем, что делают подрядчики. И как только становилось очевидно, что подрядчик сам не понимает, что делает, жители требовали его убрать. И Фонд содействия капремонту убирал. Единственное, что тут нужно добавить: не везде у собственников есть допуски. Ведь они все-таки просто потребители. В связи с этим у нас сегодня есть предложение, чтобы управляющая компания совместно с собственниками контролировала весь ход капитального ремонта. Потому что именно управляющей компании потом эксплуатировать дома. Нужно, чтобы они совместно с собственником проходили и смотрели, кто и что делает, то есть велся полный контрольный надзор. Что касается Московской области, то наши управдомы уже объединены, мало того, мы создаем комиссию, которая с января 2017 будет заниматься проверкой хода капремонта на территории региона.

Еще одна проблема капремонтов, про которую надо сказать, это аукционы. Мы не можем контролировать понижение цены на этих аукционах. Вот есть себестоимость, например, 10 рублей. Плюс 20% это прибыль, которую получит подрядчик, это 12 рублей. Выставляется на аукцион 13 рублей и идет понижение до 10, то есть меньше, чем себестоимость. У меня возникает вопрос, как подрядчик собирается работать, на чем экономить: на количестве или на качестве? Поэтому надо четко понимать, что существуют пределы, когда за такие деньги качественно сделать невозможно.

 

По итогам года в ассоциацию поступило более 1,8 тысячи сообщений от граждан. А что это за обращения, что волнует жителей Московской области?

Часть из этих обращений носили информационный характер. Например, просили предоставить информацию, начиная от того, как провести собрание собственников и заканчивая, как проконтролировать ход капремонта. Что касается именно обращений, то чаще всего задавали вопросы, как влиять на управляющую компании: что делать, если она плохо работает, нет уборки, нет отчетов и так далее. Летом было много обращений по отключению горячей воды. Затем было много вопросов касательно начала отопительного сезона. Много было обращений о том, как понять, какая компания управляет данным конкретным домом. Например, сменилась управляющая компания, житель делает запрос в ГЖИ, а ему ответят только через месяц, а платить-то уже надо сейчас. Эти вопросы были по Орехово-Зуево, по Кузнечикам и ряду других районов. Но хочу отметить, что все меньше и меньше обращений, которые касаются лампочек в подъезде. Это значит, что жители чаще стали обращаться в свои управляющие компании, а те соответственно оперативно реагировать по мелочам.

 

Фото: masty.eu

Кстати, об управляющих компаниях. Прошло полтора года с момента, как управляющие компании получили лицензии. Это как-то повысило уровень их работы?

Лицензирование — вещь нужная. Но его критерии абсолютно недоработаны. Сегодня получить лицензию без особых усилий может любая управляющая компания. Закон о лицензировании нужно дорабатывать.

И еще один важный момент нужно отметить. К сожалению, на сегодня управляющие компании управляют не жилым фондом, а деньгами. Управляющая компания — это генеральный директор, главный бухгалтер и 10 тыс. руб. уставного капитала. Все остальное отдано на откуп подрядчикам. И вот эту ситуация необходимо менять. Нужно вводить нормативы по материально-технической базе и по кадрам на определенное количество квадратных метров. То есть столько-то сантехников на такое-то количество квадратных метров. Я не говорю сегодня о специализированных видах работ. Но когда у нас с вами все, начиная с уборки двора, отдается подрядчикам, то возникает справедливый вопрос: кто управляет моим домом и какой толк от такого управления?

Евгений Сеньшин

Комментарии

Есть мнение? Добавьте комментарий:

наверх
наверх