Мы продолжаем обзор мнений экспертов, профессионалов и участников рынка ЖКХ, высказанных ими в социальных сетях на уходящей неделе. В этот раз эксперты комментировали проблему конкуренции в ЖКХ, изменения законопроекта прямых договоров и в отчаянии писали письма президенту страны.
На уходящей неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила доклад, согласно которому не меньше 40% предприятий ЖКХ в регионах должны быть частными. Документ подготовлен к заседанию Госсовета по развитию конкуренции в субъектах. Согласно предложениям из доклада, губернаторы должны организовать приватизацию или ликвидацию не менее 50% государственных унитарных предприятий (ГУП) в своих регионах, к 2022 году должны быть приватизированы или ликвидированы все ГУП. Такие же меры следует провести и на муниципальном уровне.
Правда, эксперты видят риски в такой приватизации. Так, РБК приводит мнение председателя комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрея Широкова. Предлагается инвестировать в ЖКХ через концессии. Но инвесторы, полагает эксперт, не считают концессию хорошим инструментом для вложения средств. Это происходит из-за «политического тарифа». Государство «лезет в регулирование тарифов с точки зрения заигрывания с населением», и поэтому компании не смогут отбить инвестиции.
«Пока не будет инвестиционно правильно рассчитанного тарифа, концессия [в ЖКХ] полностью не заработает», — уверен Андрей Широков. — «Государство всё больше и больше оказывает административное влияние на отрасль и занимается не своими вопросами. Социальные факторы вновь могут затормозить приватизацию».
Этой же точки зрения придерживаются и другие комментаторы.
«Тарифы таковы, что нормальному бизнесу они не интересны», — комментирует в Facebook представитель ЖКХ-бизнеса Глеб Никульский. — «А народу нашему патернализм присущ в большой степени. Но на частную компанию как-то можно повлиять, то на государственную — нет. Они чуть ли не органом власти чувствуют».
Его коллега Роман Аверьянов добавляет, что вопрос не столько в тарифах, сколько в возможности сменить управляющую компанию.
«Сменить УК не так-то просто — все контролирующие и властные структуры „дружат“ с монополистом», — полагает он. — «Жители почти бесправны. Как говорится, от перестановки мест слагаемых… Но да, чуть получше. Любая новая УК — это шанс, что будут стараться работать».
Предложение ФАС нашло отклик и у представителей ТСЖ И ЖСК.
«Кто-то здесь ностальгирует по „работе“ ГБУ „Жилищник“?» — пишет Наталья Николаева, руководитель одного из ТСЖ. — «Конечно, ФАС прав. Нам, конечным потребителям должен быть обеспечен выбор хотя бы из пяти компаний на муниципальном уровне. Какой толк от УК, которые обслуживают несколько сотен МКД и директор которой не имеет физической возможности их обойти за несколько лет? УК в идеале — это малый бизнес, компании, обслуживающие несколько МКД. ФАС прав: дайте выбор и наладьте конкуренцию — двигатель прогресса!»
Но экспертов смущает разнарядка от ФАС.
«Повторится то же самое, что было 10 лет назад, когда приняли 185-ФЗ („О капремонте“)», — комментирует замруководителя одной из УК Владислав Афанасьев. — «Тогда квоту также волевым путем устанавливали. И сейчас, требуемую часть переведут в частную собственность, но владеть ею будут все те же чиновники».
Тем временем ЖКХ-сообщество всё так же пребывает в ожидании закона о прямых договорах. На данный момент он всё ещё находится на стадии второго чтения в Госдуме. Ожидается, что он будет принят до конца текущего месяца.
В частности, ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев привёл таблицу, из которой видно, как менялся законопроект о прямых договорах.
«Коллеги, и все же нужно признать, что законопроект о прямых договорах гораздо лучше, чем мог быть», — поясняет юрист. — «В процессе многолетних баталий, споров на разных уровнях Он стал гораздо лучше! Поздравляю! Хотя мне он все же не нравится, но ради справедливости…»
Другие эксперты также отметили, что законопроект скорее эволюционировал, чем деградировал.
«То, что нет ЕИРЦ, ЕПД, ИРЦ уже замечательно», — отмечает председатель ТСЖ «Перовская 22 корпус 2» Сергей Шиянов. — «Это такая бяка-закаляка была бы. Тем, кто отбил это, ставим плюсик».
Но сам по себе законопроект по-прежнему вызывает много критики. Так, например, представитель ЖКХ-сферы Галина Колесникова отмечает, что особого смысла в принятии этого документа нет, поскольку, по её словам, по факту он уже давно в действии.
«При этом согласия собственников не потребовалось», — поясняет она. — «Хватило сговора РСО с УО о не заключении договора ресурсоснабжения. РСО уже давно собирают показания ИПУ и производят расчёты в соответствии с собственной трактовкой законов и постановлений. Собственники штурмуют единственный офис поставщика ресурса на весь город, тогда как прежде возможность проверить начисления была в шаговой доступности. Но важнее то, что ответственность за начисления и перерасчёты несли УО, заключившие договоры с РЦ. Семь платёжек вместо одной тоже не добавило удобств потребителю: случается какие-то не доносят и приходится тащиться через весь город в офис поставщика или ждать следующей. Мне известны случаи, когда пожилые нездоровые потребители оплачивали неверно начисленные суммы (а ошибки РСО допускает в свою пользу) только потому, что не имели возможности доползти до их офиса. Это, полагаю, огромный плюс в пользу прямых договоров — народ требуется добить».
Кроме того, снова возникает вопрос зоны ответственности ресурсоснабжающей и управляющей организации.
«Они опять забыли хоть как-то законодательно связать качество коммунальных услуг с качеством коммунальных ресурсов на входе в дом», — подмечает руководитель «Коммунал-канала» Игорь Егоров. — «Потому РСО „отмажутся“, а „управляшки“ замучаются доказывать, что если на входе горячая вода 55 градусов, то она никак не может быть 60 в кране потребителя».
Вызывает тревогу и то, как сразу будут внесены поправки во множество документов, чтобы закон нормально заработал.
«То, что будут изменения в жилищном законодательстве с учетом перехода на прямые договора, это факт», — пишет Александр Тетлянов. — «Но вы же понимаете, что для осуществления этого решения необходимо одномоментное внесение поправок в отраслевые нормативно-правовые акты. А кто сегодня скажет, что это происходит в РСО. Без этого, полноценного осуществления перехода на прямые договора не произойдет. Кто-то этим занимается в правительстве РФ?»
Но в целом у специалистов тревожные настроения по поводу изменений в сфере ЖКХ. Например, снова ломаются копья о ГИС ЖКХ. Так, председатель правления ТСЖ «Красноармейский 53» Константин Емешин пишет, что ГИС ЖКХ окончательно запутал его работу.
«Российская афера по освоению более 30 миллиардов рублей и созданию МЕГА-бюрократической и бессмысленной программы под названием „ГИС ЖКХ“ два раза переносилась», — сетует он. — «В конце 2017 года было ясно, что она не заработает и опять ждали поправок в закон и перенос сроков. Но вдруг законом, опубликованным 31 декабря 2017 года, не стали переносить сроки, а лишь позволили это сделать российским столицам и Севастополю… Еще снизили штрафы. И вдруг сегодня получил еще один уникальный нормативный документ — Приказ Минсвязи и Минстроя зарегистрированный в Минюсте 24 января 2018 год № 550/1434/пр, который полностью все запутал и насчитывает аж 125 страниц изменений в состав, сроки и периодичность размещения информации в ГИС ЖКХ».
А гендиректор компании «Комьюнити» Елена Рыхтикова даже написала открытое письмо президенту страны. По её мнению, в России Минстрой пытается ликвидировать частный бизнес и ТСЖ в ЖКХ.
«Уважаемый Владимир Владимирович!» — пишет она. — «10 лет я занимаюсь осуществлением контроля за реализацией реформы ЖКХ в отдельно взятом районе в качестве председателя ТСЖ „Омега“ (договор управления с ГБУ „Жилищник“), а также руководителя АНО „Профрайон“ (общественный контроль — сбор и анализ информации по принимаемым решениям территориальными органами государственной власти субъектов РФ, а также экспертизой законопроектов поступающих к первому чтению). Данная реформа была инициирована Вами в 2004 году. Реформа была обеспечена новым Жилищным Кодексом РФ. В ЖК РФ был введен институт управления домами, в том числе, в форме частного бизнеса и социального предпринимательства. Управление домами — это перечень услуг или стандарт услуг — заключение и реализация договоров с РСО по водо- и теплоснабжению домов, а также подрядчиками по обслуживанию лифтов, системы дымоудаления, вывозу мусора, очистке мусоростоволов, текущему ремонту и содержанию. В настоящее время при помощи нового пакета законов частный бизнес и ТСЖ, как социальное предпринимательство, ликвидируется. Жителей переводят на прямые договоры с РСО. А управляющие компании и ТСЖ приобретают форму обслуживающих».
По её мнению, институт управления, как бизнес, уходит с рынка ЖКХ. Она опасается, что останутся только госкорпорации с «неимоверными зарплатами и такой же неимоверной удалённостью от жителей». Елена Рыхтикова считает, что во всем виноват Минстрой и глава комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская, так как это они инициировали новую реформу, не справившись со старой.
«Прошу Вас, как гаранта Конституции РФ, дать поручение провести общественные обсуждения в соответствии с Указом Президента РФ законопроекта о прямых договорах, поскольку Толстой П.О. это обещал на встрече провести парламентские слушания между первым и вторым чтением и затих…» — заключает Елена Рыхтикова.
Подготовил Евгений Сеньшин.