Мы продолжаем обзор мнений экспертов, профессионалов и участников рынка ЖКХ, высказанных ими в социальных сетях. В этом выпуске читайте про то, как потребители будут платить РСО в условиях прямых договорах, про форму ЖКХ, доступ куда возможен только тем, у кого есть лишние деньги, и про запрет рекламы на платежках ЖКХ.
Темой номер один в экспертном сообществе продолжается оставаться тема закона прямых договоров с РСО. На этот раз эксперты рассуждали о том, по какой схеме будет оплачиваться услуги в условиях данных договоров. Предполагается, что будет единая платежка. Это очевидно, не должно осложнить жизнь потребителей. Но некоторые эксперты здесь видят подводные камни. Например, генеральный директор «Бурмистр.ру» Юрий Кочетков считает, что число посредников между потребителями и поставщиками ресурсов не сократится, а, наоборот, вырастет.
«Предполагается, что сверху над всей системой платежей встанут единые расчетно-кассовые центры, которые будут получать комиссию и с управляющих организаций, и с ресурсников», — рассуждает он. — «Плюс придется оплачивать работу банка, который также может включиться в схему оплаты. УК при этом продолжит готовить платежные документы. Понятно, что по факту все это будут оплачивать жители».
То есть, по всей видимости, все УК и ТСЖ будут обязаны заключить договоры на обслуживание для ежемесячного расчета услуг ЖКХ, потребленных жильцами, а граждане получат единый платежный документ для оплаты.
Но московских экспертов такое развитие событий особо не удивляет. Так, председатель ТСЖ «Перовская 22 корпус 2» Сергей Шиянов уверен, что в Москве в результате реформы останется все останется как есть. Вот его аргументы.
Во-первых, в Москве 33 тыс. домов (абонентов) и 3 млн квартир (абонентов). То есть для Мосводоканала (ХВС, водоотведение) и МОЭК (ГВС, тепло) это означает увеличение абонентов в 100 раз! Надо увеличивать штат и, святое дело, тут же и тарифы. РСО против.
Во-вторых, 80–90% платежей идёт через МФЦ. Не МФЦ — это ТСЖ, ЖСК (не все) и частные УО. РСО это также устраивает. Два последних года отопление в домах ТСЖ и ЖСК включают на 5–7 дней раньше, поскольку со слов представителей МОЭК они сразу же оплачивают 100% выставленных счетов, РСО это выгодно и никакого МФЦ не надо.
«Не знаю, что в итоге будет, но в Москве с вероятностью 99,99% останется все как есть!» — заключает он. — «Это лично моё мнение».
Добавляет председатель другого ТСЖ — Вячеслав Мастеренко. По его мнению, если за «прямыми договорами РСО с потребителями» скрываются только прямые платежи потребителей на расчетные счета РСО, то это просто фикция или имитация прямых договоров.
«Прямые договора — это когда РСО сами обязаны тогда обслуживать внутридомовые коммуникации до квартиры потребителя», — подчеркивает он.
А тем временем эксперты возмущаются высоким ценовым порогом на всероссийские мероприятия по ЖКХ. Так, редактор журнала «Коммунальщик XXI века» Игорь Старшинов возмутился стоимостью участия во Всероссийском Форуме Руководителей предприятий жилищного и коммунального хозяйства, который пройдет 7—8 декабря текущего года.
«К сожалению, коммерческий характер подобных мероприятий приводит к тому, что полностью материалы и протоколы обсуждений оказываются доступными только их участникам, а широкая публика вынуждена в сплошь и рядом довольствоваться сообщениями СМИ, часто весьма конспективных и препарированных». — пишет он у себя на странице в Facebook, — «В лучшем случае обнародуются видеоматериалы, выкладываемые на YouTube и различных сайтах, ценность которых часто снижается тем, что далеко не у всех хватает терпения и времени просматривать видео размером час и более на экране компьютера».
Он отмечает, что мнения и разъяснения официальных лиц в большинстве случаев и так известны. А зато мнения тех, кто придерживается иного мнения все равно не выходит за пределы стен и залов, в которых проводятся эти мероприятия.
«При этом высокая стоимость участия — примерно 40 000 рублей для данного Форума фактически отсекает от участия широкие круги жилищной общественности», — полагает Старшинов. — «Включая тех, кто представляет интересы собственников, для которых было бы интересно знать, что и содержание позиций и точек зрения, отличных от тех, которые высказывает и продвигает Минстрой и комитеты Думы.
Такого же мнения придерживается главный редактор портала «Новое ЖКХ.ру» Владислав Ницевич.
«Почти 40 000 стоит поговорить о ЖКХ, послушать, что говорят другие», — пишет он в Facebook. — «Почему бы желающим поговорить о ЖКХ не делать это в режиме онлайн-конференций, дистанционно, открыто, бесплатно с массовой доступностью? Зачем куда-то ехать при сегодняшнем уровне развития интернет-технологий? Разве что только на отдых?»
В таких условиях Игорь Старшинов предлагает экспертам «низового уровня», кто не может себе позволить себе участия в подобных пафосных мероприятиях, заниматься обменом информации на других площадках. А именно, он, в частности, считает, что необходимо издать независимый сборник в пику данному мероприятию.
«В нем могут быть опубликованы тезисы докладов и выступлений впечатления и мнения участников и гостей по поводу тех или иных выступлений, те материалы, которые хотели бы осудить, но не смогли сделать этого по тем или иным причинам», — призывает он своих коллег.
Кроме того, на уходящей неделе эксперты затронули тему рекламы на платежках. Так, еще 17 ноября Госдума приняла во втором прочтении законопроект о запрете размещения информации рекламного характера на квитанциях ЖКХ. Причем запрет распространяется не только на коммерческую рекламу, но и социальную.
Законопроект прокомментировал председатель ТСЖ «Перовская 22 корпус 2» Сергей Шиянов.
«За счёт рекламы организации, печатающие квитанции, как-то отбивали затраты на их изготовление», — пишет он. — «Кому это мешало? Одна бабушка перепутала и пошло и поехало. То у наших законодателей „… мешает собственникам помещений разобраться в необходимых нормативах, показаниях приборов учета и суммарных объемах коммунальных услуг“. То того же собственника засовывают в ГИС ЖКХ, так как все собственники у нас продвинутые и скоро в стране не будет „ни театра, ни кино, а одно сплошное“ ГИС ЖКХ. Надо нашим законодателям все-таки определиться — собственник у нас тупой или умный?»
Подготовил Евгений Сеньшин