Эксперты знают всё о ЖКХ: обзор за 25-29 сентября

29.09.2017 в 15:23
Поделитесь новостью:
5472
0
Версия для печати
Фото: cbpu.ru
Выбор редакции

Мы продолжаем обзор мнений экспертов, профессионалов и участников рынка ЖКХ, высказанных ими в социальных сетях на уходящей неделе. В этом выпуске читайте о том, как хотят вести учет жилфонда с помощью IT, что нужно сделать, чтобы привлечь инвестиции в ЖКХ и почему эксперты и практики сомневаются в правильности идеи ликвидации МУПов в ЖКХ.

Вот такая вам big data

Одной из тем уходящей недели стали цифровые технологии в ЖКХ. На днях состоялось заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости на тему «Совершенствование системы учета жилищного фонда в Российской Федерации, взаимодействие ГИС ЖКХ с ФГИС ЕГРН при осуществлении учета жилищного фонда».

Прошедшее событие прокомментировал у себя на странице в Facebook заместитель председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин.

«Сегодня в Торгово-промышленной палате обсуждали систему техучета жилфонда», — написал он. — «Скоро будем и в Госдуме. Для обывателя это может показаться скучным, но речь идёт о том, чтобы иметь достоверные, актуальные и доступные сведения обо всех домах, построенных в стране. Это почти 4 млрд (!) квадратных метров. 2,4 млн многоквартирных домов, в которых проживает 75% населения нашей страны. Вот такая вам big data. Какая точная площадь дома, этажность, из какого материала стены построены (запас прочности). Вот такой вам blockchain, и безопасность данных. Задачка не из лёгких. Но посмотрите, как рынок такси за пару лет стал одним из самых оцифрованных».

С сего слов, сейчас в Госдуме готовится специальный закон по данной тематике. И в рамках подготовки нужно выработать механизмы того, кем, как, когда и за чей счет будет проводиться обследования домов, по результатам которого будут вноситься сведения в электронный паспорт в ГИС ЖКХ. Техучет в нынешних реалиях необходим для определения степени износа зданий, расчета ОДН, сделок с недвижимостью и других задач. Но главное — синхронизировать данные Росреестра, адресной системы Федеральной налоговой службы, кадастром недвижимости (ЕГРН).

«Просто вернуться к отмененной в 2008 году системе БТИ мы не можем», — считает Сидякин. — «Тогда было огромное количество бумаг, которые создавали неудобства. Создавать систему, чтобы просто знать из какого материала построены особняки на Рублевки (как часть частного жилищного фонда) тоже нет смысла».

Но, как это и бывает, некоторые комментаторы со скепсисом отреагировали на слова Сидякина.

«У кого-то родилась очередная бизнес-идея, под которую будут выделяться федеральные деньги», — пишет Анна Каральная. — «А чем же у нас все это время занимались Росреестр, БТИ, департаменты и иже с ними, а фонды капитального ремонта собирают деньги и сами не знают на что? Не распыляйтесь, наведите порядок на своих рабочих местах, не выделяя на это дополнительных средств».

По мнению Леонида Австрейха, конечному собственнику многоквартирного дома в режиме реального времени вовсе не нужны те данные, о которых пишет депутат. Ему нужно другое.

«Не оцифрованные формы БТИ, которые при необходимости он может заказать в любое время в МФЦ, а данные датчиков ресурсов, выделяемых на общедомовые нужды, которые он из своего кармана оплачивает пропорционально площади своей квартиры ежемесячно», — акцентирует он.

Владислав Макаров уверен, что в эту же базу нужно включать данные о реальном энергопотреблении.

«В этом случае, мы получаем колоссальный импульс в деле продвижения идей энергосбережения (Energy efficiency и Green Energy) в регионах РФ», — комментирует он. — «Добавляя сюда расширенную аналитику и обработку показателей (Big data), появляется возможность интеллектуального сопровождения мероприятий повышения энергетической эффективности, то есть система нам сама „подсказывает“, какие объекты имеют наибольший потенциал экономии энергоресурсов. И, естественно, индикатирует результаты проделанной работы и общее состояние дел, на базе чего формируются реальные рейтинги субъектов РФ в этой области».

 

Перестать ежегодно менять правила

Также на прошедшей неделе в стенах Госдумы прошло заседание комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству на тему «Инвестиционный климат ЖКХ». Один из его участников, исполнительный директор Ассоциации организаций и специалистов в сфере развития жилищно-коммунального хозяйства «Развитие» Алексей Макрушин, поделился на своей странице в Facebook своими соображениями по поводу того, какие условия нужны для нормального инвестиционного климата ЖКХ.

«Есть очевидная тема — нормализовать финансовое состояние организаций. Банкротам никто денег не даст», — полагает он. — «Разобраться с долгами и причинами их роста (дебиторка в ЖКХ в первом квартале составила 1,240 млрд руб.). При росте тарифа на уровне инфляции инвестиции тоже останутся на текущем уровне, возможность окупать инвестиции за счёт повышения эффективности ограничена, в основном, котельными. Проводить четкую государственную политику и перестать менять правила ежегодно, убрать лишние расходы (самая горячая вода в мире, очистка сточных вод сильнее, чем очистка питьевой воды, ультрафиолетовое обеззараживание осадка сточных вод и прочее). Ну, а для института развития будет работа — секьюритизация, выпуск облигаций, гарантии исполнения публичной стороной свои обязательств, поддержка разработки концессионных соглашений, техобследований и прочее».

Кроме того, он заявил, что нужен «защищённый инвестиционный платёж». Что это такое? В тарифе необходимо сформировать инвестиционную составляющую, которая направляется напрямую кредитору (за счёт расщепления в ИРЦ или через номинальный счёт). Эта составляющая должна быть законодательно защищена от банкротства оператора.

«В этой ситуации инвестиционная составляющая сохраняется в тарифе и при смене оператора, до полной выплаты кредита», — поясняет он. — «Это очень похоже на прямое соглашение в концессии. Конечно, такая составляющая включается в тариф только по договору с органом регулирования, муниципалитетом, оператором и кредиторам. При таком подходе можно будет и инвестировать в компании с долгами, и реструктурировать эти долги, и упростить саму подготовку кредитных соглашений и их последующую реструктуризацию».

Естественно, предложение вызывает сомнение. Смогут ли при этом коммунальные компании быть конкурентоспособны в борьбе за инвесторов с традиционными направлениями инвестирования, задается вопросом Сергей Сасим.

«В сетях высокая доходность не привела к приходу частных инвесторов (в смысле совладельцев), а лишь увеличила (и то не для всех) долю банковских кредитов», — комментирует он. — «В случае ЖКХ ставка делается на привлечение банковских средств или новых владельцев и новое качество операционного управления?»

 

«Тупики чибисовских разводок»

Не оставила равнодушной экспертное сообщество и тема МУПов в ЖКХ. Который год и месяц тема их ликвидации будоражит умы специалистов. Напомним, что ее обещает уже не первый год замглавы Минстроя Андрей Чибис. После 2019 года их не должно остаться в ЖКХ. Ее смысл в том, чтобы привлечь частные инвестиции в ЖКХ через форму концессий. Соответственно в рамках реформы Минстрой подготовил поправки в Налоговый кодекс. Согласно им, государство гарантирует концессионерам жилищно-коммунальной сферы возмещение расходов на модернизацию предприятий. Это будет сделано за счет налогового вычета.

«ГУПы и МУПы — это система коллективной безответственности», — комментирует уже упомянутый нами Алексей Макрушин. — «Концессия — единственная возможность привлечь деньги на модернизацию коммунальных систем. Пока у МУПа нет проблем, все спокойно сидят, а в определенный момент оказывается, что надо проложить коллектор за 1 млрд рублей или построить очистные сооружения. Тарифы поднять нельзя, кредиты не привлечешь, концессия остается единственным выходом».

Однако на низовом уровне новшество воспринимают без особого энтузиазма и видят в нем лукавство.

«В тарифы муниципальных РСО уже заложена инвестиционная составляющая», — пишет Нина Стрельникова. — «И её оплачивали и оплачивают миллионы рядовых жителей страны. Только кто бы проверял, на что тратятся эти огромные деньги. На модернизацию топливно-энергетического комплекса ЖКХ или на евроофисы, дорогие „членовозы“ чиновников разного уровня, запредельные зарплаты, незаслуженные премии и другие блага? А „прелести“ передачи в концессию топливного комплекса центральной России уже испытали в полной мере жители центральной России прошлой зимой, замерзая в своих домах. Коррупция сводит на нет все благие намерения».

Не нравится форма концессий и гендиректору НП «Индустрия Сервейинг» Юрию Павленкову.

«От концессий как от чумы бежит вся Европа», — комментирует он. — «Тупики меневско-чибисовских разводок. Не тащите страну в пропасть».

Свою щепотку соли добавляет Анатолий Тонких.

«Инвесторы с головой понимают, играть с государством в концессионеров весьма глупо, вывод: летит наша страна в преисподнюю», — комментирует он.

Мы лишь подчеркнем, что курирует данную реформу Андрей Чибис. Но по последней неофициальной информации его прочат в губернаторы Ивановской области. Если все же ему предстоит сменить должность, то и темпы и характер данной реформы могут поменяться.

Комментарии

Есть мнение? Добавьте комментарий:

наверх
наверх