«Долг платежом красен» — сказал электрик и перерезал провода

29.03.2017 в 16:57
Поделитесь новостью:
7076
0
Версия для печати
Фото: oes-komitet.ru
Выбор редакции

Есть ли способ снизить огромный долг потребителей в сфере ЖКХ? Этим вопросом уже много лет задаются коммунальщики в России. Именно его и обсуждали участники мартовского заседания в МТПП. Им слово.

24 марта в Московской торгово-промышленной палате состоялось заседание комитета по вопросам разрешения долговых споров и укрепления платежной дисциплины субъектов предпринимательской деятельности на тему: «Основные мероприятия по разрешению долговых конфликтов в сфере ЖКХ и энергетики». Участниками заседания выступили управляющие компании, ТСЖ, энергетические компании, в том числе участники из регионов: «Якутскэнерго» (Якутск, Республика Саха Якутия), «ТатЭнерго» (Казань), УК «РусЭнергоКапитал» (Кострома), «Калужская сбытовая компания» (Калуга) и другие.

На 1 января 2016 года задолженность перед гарантирующими поставщиками электрической энергии составляла 223 млрд. рублей, а к 1 января 2017 года эта задолженность составила уже 253 млрд. рублей. Для сравнения в 2015 году задолженность составляла около 200 млрд. рублей, то есть ежегодный прирост долгов составляет 20—25 млрд. рублей. И это только за электрическую энергию. Если говорить о задолженности самих гарантирующих поставщиков на оптовом рынке и перед сетевыми компаниями, то на 1 января 2016 год они составили 120 млрд. рублей, на 1 января 2017 года — 134 млрд. рублей. Основная сумма задолженности сосредоточенна в Центральном федерально округе — 48 млрд. рублей (прирост 8 млрд. рублей по сравнению с прошлым годом). Таким данными поделился один из выступающих — Рустам Гайфутдинов, заместитель председателя правления Ассоциации Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний.

Фото: oes-komitet.ru

То есть ситуация с долгами в России, откровенно говоря, тяжелая. По словам председателя комитета Олега Московского, на сегодняшний день ЖКХ и энергетика занимает второе место по долговым конфликтам после банковского сектора. В связи с этим собравшиеся обсудили и предложили широкий спектр способов для ее изменения.

Как отметил заместитель директора по работе с клиентами в Москве ПАО «Мосэнергосбыт» Александр Дидоборщ, малоимущие граждане и пенсионеры являются, в основном, самыми добросовестными плательщиками, поскольку они привыкли планировать свои расходы.

«Рейды, которые проводит «Мосэнергосбыт» совместно со съемочными группами ведущих телеканалов, показывают, что хроническими должниками часто бывают весьма состоятельные люди», — пояснил он. — «Они вполне в состоянии погасить свои долги при угрозе описи имущества или отчуждения приставами дорогого автомобиля. В суд „Мосэнергосбыт“ обращается после того, как сумма долга превысит 15 тысяч рублей».

Фото: oes-komitet.ru

Самым эффективным методом взыскания долгов с населения, по его словам, является отключение электроэнергии. При этом, до сих пор не разработан подзаконный акт, которым власти Москвы должны установить плату за повторное подключение к сетям бывшего должника.

Стоит пояснить, что на данный момент уже действует закон, направленный на должников в сфере ЖКХ. Он был принят 3 ноября 2015 года, это закон «307-ФЗ Укрепление платежной дисциплины потребителей энергоресурсов». Он предусматривает введение законной неустойки при просрочке платежей за электроэнергию и ряд других мер. Также некоторые собравшиеся возлагают надежды на закон о переходе на прямые договорные отношения ресурсоснабжающими организациями. Закон пока находится в стадии разработки, в январе 2017 год он был внесен в аппарат правительства РФ.

Правда, как мы писали ранее, есть мнение, что этот закон вряд ли принесет ожидаемые результаты. Например, ранее в интервью нашему порталу президент Ассоциации корпоративного коллекторства Дмитрий Жданухин уверенно заявил, что прямые договоры никак не повлияют на потребительскую дисциплину в ЖКХ.

«Я думаю, что это никак не сработает, так же, как не сработала, например, скидка на оплату административных штрафов», — заявил он. — «Напомню, что теперь, если ты оплачиваешь штрафы в первые две недели, то платишь всего половину суммы. Но практика показала, что те, кто ответственный, и так платит. А те, кто по каким-то причинам не хотят или не могут платить, они и так не платят. Также напомню, что с 1 января прошлого года в ЖКХ была введена новая норма, когда за первый месяц просрочки житель не платит пени, зато со второго месяца он платит уже по повышенному тарифу. И эта мера никак особо не помогла. А если прямые договоры еще будут идти отдельно от платы за содержание жилья, то есть схема оплаты усложнится, то, наоборот, еще меньше станут платить».

Фото: oes-komitet.ru

Но, помимо, традиционной модели взыскания долгов, есть и другая — коллекторская. традиционная модель состоит из следующих этапов: отправка претензии — ограничение коммунальных ресурсов — подача исполнительного документа в ФССП — подача заявления о выдаче судебного приказа в суд. О преимуществах коллекторской рассказал руководитель управления взыскания задолженности ООО «Маяк» (группа компаний ПИК) Игорь Захаров. Его основная мысль: коллекторский подход позволяет увеличивать платежи ресурсоснабжающим организациям за поставку коммунальных ресурсов (тепло, газ и другие коммунальные ресурсы).

«Преимущества коллекторского подхода — это повышение уровня мотивации потребителей коммунальных услуг к обязательствам по оплате услуг ЖКХ», — разъяснил он. — «И как следствие платежной дисциплины, повышение уровня сбора текущих платежей, среднегодовая собираемость платежей в обслуживаемых нами управляющих организациях увеличивается в среднем на 3—4% по итогам года, обеспечение стабильных финансовых потоков от должников, взыскание части задолженности с истекшим сроком исковой давности».

Фото: oes-komitet.ru

По результатам заседания была создана резолюция. Ее главный пункт гласил, что проблема задолженности в сфере ЖКХ носит системный характер и требует взаимодействия органов государственной и муниципальной власти, коммерческих, общественных организаций, СМИ с учетом особенностей региона. Рост объема долгов обуславливает необходимость особого внимания к этой проблеме, которую можно решить, в частности, посредством обращения к специализированным организациям. Участники также сошлись во мнении, что растет роль консультирования и взаимопомощи, в том числе, при решении долговых проблем населения. Необходимо учитывать наличие различных типов долгов, связанных с услугами ЖКХ, которые требуют применения различных стратегий взыскания и разрешения конфликтных ситуаций. Особо важна эффективность работы по взысканию долгов, вызванных недобросовестностью или неэффективностью управленцев. Комитетом МТПП планируется организация образовательных мероприятий, в том числе, в онлайн-формате.

Итог мероприятия подвел Дмитрий Жданухин. Он считает, что изменения законодательства слишком часто приводят не к тем результатам, для которых готовились и служат скорее изображением бурной деятельности и пиаром лоббистов.

«Более эффективны усилия в тех областях, где все зависит от самого действующего субъекта, а креатив и современные гуманитарные технологии служат залогом успеха», — резюмирует он. — «Например, стоит организовать такое взаимодействие с национальными объединениями, чтобы помощь добросовестным должникам соответствующих национальностей стала постоянной частью их деятельности и привычкой для активистов. Еще один вариант точечного совершенствования — создание алгоритма собраний собственников жилья в сети интернет, в том числе, с использованием формата вебинаров и групп в соцсетях. Гуманитарно-правовые технологии (PRаво) имеют очень большой потенциал для обеспечения долговой безопасности ЖКХ. К сожалению, пока объединение права и PR идет в формате разового креатива и, в некоторых случаях, копирования чужих находок, а не постоянной и четко структурированной работы.

Сам глава комитета Олег Московский заявил нашему порталу необходимо создавать программу повышения грамотности в ЖКХ.

«На сегодня существует борьба за финансовые потоки», — подвел он итог встречи. — «Банковский сектор запустил механизмы по защите финансовых потоков. Это повышенные санкции за нарушение долговых обязательств, институт коллекторства и плюс ко всему у них давно ведется программа по повышению финансовой грамотности при поддержке Центробанка, банковских ассоциаций и самих банков. Мы в свое очередь хотели бы создать и внедрить свою программу по повышению финансово-правовой грамотности населения. Наш комитет выступает центром компетенции, который собрал максимальную информацию по профилактики задолженности. Мы готовы транслировать не только на Москву, но и на всю страну технологии комфортного предупреждения и взыскания долгов. Мы хотим донести до потребителей, что не стоит покупать ненужный большой телевизор с диагональю полтора метра. Лучше заплати за электроэнергию и тепло, они важнее, чем очередная техническая новинка и взятый за нее кредит в банке. Надо соразмерять свои возможности с желаниями. Поэтому мы и пригласили ресурсников и управляющие компании, чтобы вместе разработать такую программу повышения грамотности в ЖКХ. Но что касается законотворчества, то это пока не к нам. Хотя какие-то предложения мы будем аккумулировать и направлять в законодательные органы».

Фото: oes-komitet.ru

Также по результатам заседания были придуманы новые методы воздействия на должников. Было, например, предложено ввести доски позора, где бы были представлены наиболее крупные должники. Это будет похоже на доски «Их разыскивает полиция», которые можно встретить в зданиях ГУВД. Похожий способ можно использовать управляющими и ресурсоснабжающими организациями.

Евгений Сеньшин

Комментарии

Есть мнение? Добавьте комментарий:

наверх
наверх